Вход

Изображения в галерее

606_3.jpg
832_91.jpg
777.jpg

Житие святого Вячеслава, князя Чешского


Мученик князь Вячеслав Чешский. Иконописная мастерская Е. Ильинской. 21х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота. Современная икона.


     Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии1, и приходился внуком святой мученице Людмиле2; его родители — Вратислав3, князь чешский и жена его Драгомира имели, кроме него, еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой. Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами: «Господи Боже, Иисусе Христе, благослови этого отрока, якоже благословил еси праведных Твоих — Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константину и Елену».
     С этого-то особенно времени Божией благодатью отрок стал расти и преуспевать. Бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал, к удивлению учителей.
     Но волей Божьей случилось, что князь Вратислав скоро умер4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе со своей матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: выдал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову евангельскому: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф 25,35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.
     Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, который по смерти отца своего остался всего восемнадцати лет. И вот сначала они стали восстановлять князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова апостола Павла: «почитай отца твоего и мать, это — первая заповедь с обетованием» (Еф 6,2), — вернул мать обратно в свой дом и c горькими слезами каялся, говоря: «Господи Боже мой, не вмени мне этого во грех», — и повторял слова псалмопевца: «грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай» (Пс 24,7).
     С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.
     Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава, и он стал помышлять о смерти своего брата.
     Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с которым совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу5, но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами: «Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожить до этого утра».
     Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:
     — Здравствуй, брат; вчера хорошо...
     Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав по наущению диавола выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове со словами:
     — Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.
     Вячеслав воскликнул:
     — Брат, что ты задумал?
     И, схватив его, повалил на землю, и спросил:
     — «Брат мой, какое зло я сделал тебе?»
     Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них — Честа и Тира — зарубили его в самых дверях церковных, а третий — Гневыса — пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой».
     По убийстве князя, злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.
     Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника этой церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов6, так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.
     Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом7.
     Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря: «Аз согреших и грех мой и беззакония мои аз знаю Боже помози мне грешному».
     Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу, и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой.

Молитва святому благоверному князю Вячеславу Чешскому
      О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны (имена), да простит Господь Бог наши согрешения вольные и невольные и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляя Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь.

Тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому
Тропарь, глас 4:
      Днесь ангели и человецы радуются, Небо и земля славят память твою, угодниче Божий Вячеславе, и мы, грешнии, усердно тебе вопием: моли о нас Милостиваго Бога избавитися от всякия беды, недугов и скорбей, и от всех видимых и невидимых врагов, чтущим всесвятую память твою.

Ин тропарь, глас 4:
      Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Тропарь, глас 1:
      Благочестиваго корене отрасль пречестная, святый благоверный великий княже Вячеславе, поборник быв Восточныя в Чехах Церкве и прибежище теплое убогим и сирым, яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, во главу усечен рукою брата пред враты церковными. Темже и всели тя Христос, яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, прослави всечестную память твою в словенских языцех и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. Молися о людех твоих ко Господу да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1:
      С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, всем притекающим верою под твою святыню источаеши цельбам дарование.

Величание
      Величаем тя, благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята кельтским народом — бойями, от которых она носит другое названии — Богемия. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами-маркоманами, ведшими долгое войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах — Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было Богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке. Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужении на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.^
  • 2 Память св. мученицы Людмилы, княгини Чешской празднуется 16/29 сентября.^
  • 3 Вступил на княжеский чешский престол в последних годах IX в.^
  • 4 Князь Вратислав умер в 920 году по Р.Х.^
  • 5 Столица Чехии, находится на р. Влтаве, притоке Лабы.^
  • 6 Славянское племя, живущее по берегу Адриатического моря и по рекам Саве и Драве, притокам Дуная, к югу от Чехии.^
  • 7 Мученическая кончина святого Вячеслава, князя Чешского, произошла в 935 г. в 28 день сентября.^


  • Свт. Димитрий Ростовский


    Православный календарь

    Октябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31 1 2 3 4

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.