Вход

Изображения в галерее

827_51.jpg
827_13.jpg
233.jpg

Житие преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерского


     Блаженный и достохвальный Поликарп — многоплодный по имени1 — был многоплоден и в своих добрых делах; он принес тот обильный плод, о котором сказал Небесный Делатель: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12,24), и еще: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода (Ин 15,5). Этот блаженный скоропреходящую славу и образ мира сего вменил в прах и, приняв святой ангельский иноческий образ в монастыре, прославившемся пещерами, словно зерно на вспаханной земле, умерщвлял всячески постническими подвигами свое тело, духом всегда пребывая в Боге. Таким образом он сотворил много плодов, достойных покаяния, и проявил на себе все плоды духа: любовь нелицемерную к Богу и к братии, радость непорочной совести, мир победы над всякими страстями, долготерпение в несчастиях и печалях, благость в повиновении всем, милосердие в сердечных заботах о бедных, веру непоколебимую в исполнении заповедей, истинную в исполнении обетов, кротость в незнании гнева, воздержание от пищи и питья, обильного и вкусного, и вообще от всех страстей телесных (Гал 5,22—23). Все эти плоды возрастил в блаженном Поликарпе Бог, а насадил святой Симон, епископ владимирский и суздальский.
     Последний был ему родственник по крови и не хотел, чтоб и духом Поликарп удалялся от него, но, как добрый корень, старался вырастить и добрую ветвь. Поэтому, когда Симон сам был назначен из Печерского святого монастыря на престол владимирской и суздальской епископии, то взял туда же с собой и блаженного Поликарпа; там он поощрял Поликарпа к добродетельной жизни и для этого вел с ним душеполезные беседы о том, что сам читал или слышал в разговорах очевидцев о прежних святых иноках Печерских, о том, какие тяжелые труды несли они, и о том, как они настолько угодили Богу, что даже и здесь просияли чудотворным нетлением своих мощей, в знак получения ими нетленного венца на небе. А блаженный Поликарп, вспахав землю сердца своего послушанием и посеяв там семена отеческого поучения, принес плод сторицею. Он не только сам был многоплоден в добродетели, но и во всех православных желал вкоренить такую же плодоносность. Поэтому, что слышал от блаженного епископа Симона о богоугодных подвигах преподобных отцов Печерских, все это он потрудился написать на пользу и другим спасающимся; таким образом, живя при том блаженном епископе, он изложил дивные жития многих святых в своем послании к блаженному Акиндину, архимандриту Печерскому; эти жития помещаются во второй части Киево-печерского патерика. Впоследствии блаженный Поликарп, хотя и расстался телесно с отцом и наставником своим Симоном, возвратившись из его епископии опять в Печерский монастырь, однако своей добродетелью он не удалился от того святого мужа: он хорошо укоренил в своем сердце его прежние поучения и старался хранить и возращать их. И святой Симон со своей стороны не переставал и здесь поучать его своим письменным посланием, полным боговдохновенных наставлений и описаний добродетельной жизни Печерских святых. Имея всегда перед глазами это послание, блаженный Поликарп записывал все слова отеческие на скрижали своего сердца, читал их умом и исполнял на деле. Так, строго подвизаясь, он достиг высокой степени добродетели.
     Когда блаженный Акиндин, архимандрит Печерский, заботливо и богоугодно пасший Христово стадо, достиг глубокой старости и после долговременных трудов переселился к Господу на вечный покой, тогда не было в богоизбранном числе святых братий другого старейшего и более опытного в иноческих подвигах, кроме Поликарпа. Поэтому весь полк добрых воинов Христовых единогласно и единодушно избрал себе в вожди и наставники этого блаженного, как достойного и могущего управлять кормилом святой великой лавры Пресвятой Богородицы и преподобных отцов наших Антония и Феодосия Печерских; это было при великом князе киевском Ростиславе Мстиславиче2, при митрополите Иоанне, четвертом митрополите этого имени3 и третьем после митрополита Клима, освященного главою святого Климента4. Приняв начальство над святой великой лаврой Печерской5, блаженный Поликарп усердно старался сохранить все монастырские уставы, положенные преподобным Феодосием, ничего к ним не прибавляя (постороннего). Он оказался искусным руководителем в деле спасения: такого действительно и требовала чудотворная лавра и славилась им. Повсюду шла слава о ее благочинии под начальством блаженного Поликарпа. Многие из благородных и владетельных князей пользовались его наставлениями и стремились к добродетельной жизни, так что оставляли свои славные престолы из желания жить вместе с ним, ярким примером чего является приснопамятный киевский князь Ростислав Мстиславич.
     Этот христолюбец, ставя себе всегда образом жизни блаженного Поликарпа, завел у себя такой добрый обычай: великим постом, каждую субботу и каждое воскресенье, он приглашал к себе на обед двенадцать Печерских монахов и тринадцатого блаженного архимандрита Поликарпа, и, накормив их, не отпускал с пустыми руками. А сам каждое воскресенье причащался божественных тайн, молясь со слезами, воздыханием сердечным и стонами, так что никто, кто видел его в таком умилении, не мог удержаться от слез. Когда же кончался святой великий пост, то в Лазареву субботу христолюбивый князь созывал всех Печерских блаженных старцев, просиявших постническим подвигом, угощал их всех радушно, одарял милостынею и отпускал с честию. Таким же образом созывал и угощал он братию и других монастырей, но в особенности братию Печерскую, потому что очень любил добродетельную жизнь всех их и по преимуществу блаженного их наставника Поликарпа, подражавшего всячески первоначальным наставникам Печерским Антонию и Феодосию. Князь поэтому часто говаривал блаженному, чтобы принял его в число иноков Печерской обители, Но блаженный Поликарп отвечал ему: «Благочестивый князь! Вам Бог велел вести другую жизнь — управлять, творить праведный суд и строго соблюдать крестное целование». А князь Ростислав возражал ему:
     — Отец святой! Княжение мира сего не может быть без греха, и мне оно уже надоело и утомило меня своими вседневными заботами, поэтому хотелось бы мне хоть немного в старости послужить Богу и подражать тем князьям и царям, которые узким и трудным путем шли и достигли небесного царства.
     На эти слова блаженный Поликарп сказал:
     — Христолюбивый князь! Если ты хочешь этого от всего сердца, то да будет воля Божия.
     Хотя князь и не успел привести в исполнение этого намерения, однако из следующего ясно видно, что оно было у него действительно горячим сердечным желанием, а родилось под влиянием доброго примера святого Поликарпа.
     Когда князь сильно заболел в Смоленске и велел везти себя в Киев, то сестра его Рогнеда, видя, что брат так слаб, просила его: «Останься здесь в Смоленске, и здесь положим тебя в своей церкви».
     Он же отвечал ей: «Пожалуйста, не делайте так, но даже если я и очень слаб, все-таки пусть меня везут в Киев; если Бог меня возьмет в пути, то пусть положат мое тело в монастыре святого Феодора, построенном моим отцом; если же Бог избавит меня от этой болезни, то обещаюсь постричься в монахи в святом Печерском монастыре при блаженном Поликарпе».
     Потом, когда усилилась его болезнь, и он уже был при смерти, он сказал своему духовному отцу, священнику Симеону: «Ты ответишь Богу за то, что не позволил мне постричься у того святого мужа в Печерском монастыре: я горячо желал этого, и да простит мне Господь грех, что я не исполнил обета!»
     Так принял он блаженную кончину. Началом и причиной такой добродетельной жизни приснопамятного князя было не что иное, как пример подвижнической жизни и боговдохновенная беседа преподобного отца нашего Поликарпа, бывшего в его княжение достойным начальником святой чудотворной Печерской лавры; увлекая не только братию, но и благочестивых мирян своим добродетельным примером, он поставлял их на путь покаяния и спасения. Так заботливо пас он врученную ему Богом паству. Он долго жил и в глубокой старости преставился к Господу в 6690 г. от сотворения мира, а от Р.Х. в 1182 г., 24 июля, в праздник святых страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба6. Облачили его тело и погребли с честию вместе со святыми отцами.
     После его смерти возникло большое затруднение в монастыре: братия не могли себе избрать нового игумена. Хотя многие из блаженных старцев были достойны такого сана, но ни один не хотел его принять по своему смирению и обету безмолвия: им казалось лучше быть в повиновении и находиться в уединении, чтоб своего сокровища добродетели, собранного упорным трудом, не расточить в заботах и печалях, которые обыкновенно неразлучны с начальствованием. Горько тужили и скорбели братия: нельзя было такому большому стаду ни одного часа быть без пастыря. Во вторник ударили в било; собрались вся братия в церковь и начали молиться о своей нужде Пресвятой Богородице и преподобным отцам Антонию и Феодосию, призывая на помощь подвижника — новопреставленного блаженного Поликарпа и прося его, чтоб умолил Бога указать им вместо себя игумена, и через то показал бы, угодил ли он Господу или нет. Совершилось чудо: словно одними устами многие сразу сказали: «Пойдем к благочестивому священнику Василию на Щековицу7, пусть он будет нашим игуменом и управляет иноками Печерского монастыря».
     Пришли все с поклоном к священнику Василию и сказали: «Мы все, братия Печерского монастыря, кланяемся тебе и хотим тебя себе в отцы и игумены!»
     Священник Василий был весьма изумлен, поклонился им в свою очередь земным поклоном и сказал: «Отцы святые! Я думал только о монашестве; куда мне недостойному быть игуменом».
     И долго отказывался он, пока наконец не уступил их настойчивым просьбам. Тогда братия взяла его с собой в монастырь.
     В пятницу на пострижение этого Богом избранного Василия прибыли преосвященный митрополит киевский Никифор8 и боголюбивые епископы: Лаврентий туровский и Николай полоцкий, и все пречестные игумены; преосвященный митрополит Никифор постриг его собственноручно. Так стал он начальником и пастырем добрым иноков святого Печерского монастыря после блаженного Поликарпа. Подражая его жизни и вспомоществуемый его молитвами, он был для всех образцом добродетелей, во славу и честь небесному Наставнику и Начальнику пастырей, Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Ему же со безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом подобает от всего создания непрестанное славословие и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому
Тропарь, глас 4:
      Тезоименит званию твоему, яко многоплодное древо, насажден сый во обители Божия Матере, многая и чудная тщанием твоим исправления показавши, мудре Поликарпе, моли Христа Бога о нас, яко да и мы, многая плоды добродетелей Ему принесше, спасемся.

Кондак, глас 8:
      Яко преподобным Печерским совсельника и житий их в себе делом и писанием изобразителя неложна, вкупе же славы Небесныя с теми общника явльшагося, приидите, вернии, песньми священными преподобнаго Поликарпа ублажим, зовуще: радуйся, архимандритов Печерских похвало.

Величание
      Ублажаем тя, преподобне отче Поликарпе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

     Прим.
  • 1 Поликарп — в переводе с греческого, значит «многоплодный».^
  • 2 Ростислав Мстиславич — великий князь в 1154 г. (одну неделю); во второй раз великий князь с 1158 по 1167 г.^
  • 3 Иоанн IV митрополит Киевский (1164—1168 гг.).^
  • 4 Обычно в период домонгольский Киевский митрополит избирался и посвящался в Константинополе, и известно лишь два случая, когда митрополиты были не греки, а природные русские, избранные и посвященные в самой Руси. В 1051 г. так поставлен был митрополит Иларион; в 1147 г. митрополит Клим, или Климент. На соборе (1147 г.) епископов, созванных для избрания и посвящения митрополита, епископ Черниговский, оправдывая поставление русского митрополита, помимо патриарха Константинопольского, говорил: «Я знаю, что епископы, составляя из себя собор, имеют право поставить митрополита, — к тому же у нас есть глава (мощи) святого Климента; как греки ставят (патриархов) рукой святого Иоанна, (так и мы поставим митрополита)».^
  • 5 Блаженный Поликарп был избран и посвящен в архимандрита Киево-Печерского монастыря в 1164 г.^
  • 6 Память их совершает Церковь еще 2/15 мая перенесение мощей.^
  • 7 Урочище в Киеве.^
  • 8 Никифор II, упоминаемый Летописью с 1182 по 1197 г.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Сентябрь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    31 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 1 2 3 4

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.