Вход

Изображения в галерее

832_20.jpg
811_85.jpg
812_79.jpg

Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты


Мученики Кирик и Улитта, с житием. Начало 1680-х годов. Кострома.

     В городе Иконии страны Ликаонской жила одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей, по имени Иулитта, верой христианка; недолгое время поживши в законном супружестве1, она овдовела, родивши мальчика. Она крестила младенца и дала ему имя Кирика. В это время нечестивый Диоклитиан2, держа скипетр римского царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах. Комит Дометиан был поставлен Диоклитианом начальником Ликаонской страны; он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской крови. Придя в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства. Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергается от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение, ради любви Христовой, и, взяв сына своего Кирика, которому было три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование, помня сказанное в писании: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13,14).
     Пришла она в Селевкию3, как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: дайте место гневу, т.е. бегите от гнева4, и еще: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10,23), — ушла из Селевкии и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками.
     Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс5 мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее страдание и кончину. И приведена была мученица перед начальником, имея на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя христианкой: «Мое имя, — говорила она, — происхождение и отечество — это небесное Царство Христа моего!»
     Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем, взяв его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало, гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни гладить, ни целовать себя скверными устами; ребенок все смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:
     — Я христианин! Пусти меня к матери!
     Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, все то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством святой отрок Кирик.
     Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов: «Я христианка и не принесу жертвы бесам!»
     Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела перед судилищем свое любимое дитя, окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала: «Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей».
     После этого начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал: «Пощади себя, Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой смертью, как сын твой». Мученица отвечала: «Не поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, — я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный все сотворил (Кол 1,12—16), и стараюсь придти к сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства небесного».
     Увидев непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечом. Взяли ее слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы, а затем, преклонивши колена, молилась: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать перед Тобой быть причтенной к мудрым девам (Мф 25,1—13), вшедши в Твой нетленный чертог, чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального Отца и соприсносущного Духа во веки. Аминь».
     После такой молитвы святой Иулитты палач, поострив меч, ударил им в выю и отсек честную голову, оставив тело на том месте без погребения на съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из города, бросил у тела матери и ушел. Когда настала ночь, вышеупомянутые две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнеся далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней Константина Великого6, первого христианского царя, во время которого воссияла истина, и Церковь Божия, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников Кирика и Иулитты, и рассказала об их страданиях.
     Святые мощи их были вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки7. Аминь.

Тропарь мученикам Кирику и Иулитте
Тропарь, глас 4:
      Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.

Ин тропарь, глас 8:
      Яко лоза благоплодная, Иулитто честная, грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу, сына твоего Кирика славнаго, мучением того богатно украсивши и твоею кровию навершивши, тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних, идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.

Кондак, глас 8:
      Во объятиях носящи христомученица Иулитта Кирика, на подвизе мужески веселящися взываше: Христос есть мучеников Похвала.

Ин кондак, глас 2:
      Жертва приятна, Богови приносима, и свидетель верен Христов являемь, с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне, с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас.

Величание
      Величаем вас, страстотерпцы святии Кириче и Иулитто, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

     Прим.
  • 1 Икония — город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра, недалеко от Листры и Дервии; некогда Икония была главою городов Ликаонских, В истории христианской Церкви Икония замечательна посещениями ее св. ап. Павла во время его миссионерских путешествий (Деян 13,51; 14,1—3; 2 Тим З,11). Впоследствии здесь была епископия, и с 461 г. епископы иконийские именовались митрополитами Ликаонской провинции.^
  • 2 В царствование Диоклитиана (284—306 гг.) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим, указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы, таким образом указ касается одних только духовных лиц, последних обвинили перед императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастию для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании нового указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец, в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсеместное гонение на христиан. Из-за этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых восемь лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной религией. Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало победу над язычеством.^
  • 3 Селевкия — город Сирии, на берегу Средиземного моря; по всей вероятности его основал царь сирийский Селевк Никатор около 300 г. до Р.Х.; здесь ап. Павел во время первого своего путешествия остановился для проповеди и отсюда отплыл в Кипр (Деян 13,4); в VI в. по Р.Х. город был разрушен.^
  • 4 Собственно этот текст из посланий к Римлянам (12,19) имеет иное значение: «Не мстите за себя возлюбленные, — говорит апостол, — но дайте место гневу Божию».^
  • 5 Тарс, город малоазийской области Киликии, замечателен тем, что здесь родился св. апостол Павел (Деян 22,3); здесь же он готовился к благовестию Христову и отсюда был вызван ап. Варнавою для проповеди Евангельской (Деян 9,11—25). Поэтому в Тарсе рано возникло христианство (Деян 15,23—41).^
  • 6 Император с 324 по 337 г.^
  • 7 Страдание свв. муч. Кирика и Иулитты относится ко времени около 305 г. В Константинополе был монастырь Кирика и недалеко от Иерихона в Иудее храм, как свидетельствует Иоанн Мосх. По свидетельству русских паломников XII— XV вв. мощи Кирика были в Софии Константинопольской. Аматор, епископ оксерский (388—418 гг.) принес часть их в Оксер, где Антиохия.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Август 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    31 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.