Вход

Изображения в галерее

806_50.jpg
814_47.jpg
813_41.jpg

Страдание святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском


     Нечестивый царь Ликиний1, принятый Константином Великим2 в соправители и управлявший восточными странами, издал по всей своей области повеление предавать различным мукам и смерти христиан, не желавших поклоняться идолам, и имущество их отнимать на постройку идольских капищ и бань, и на перестройку городов. Когда это повеление пришло в Никополь армянский, язычники начали готовить муки и различные орудия мучений для христиан и стали многих верных брать и отводить на мучение; тогда более сорока рабов Христовых собрались и решились, не дожидаясь пока их схватят нечестивые, самим по своей воле пойти на суд, исповедать имя Христово и отдаться на мучение. Из них главнейшие были Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр — люди знаменитые и своим родом, и образованием, и отличавшиеся добродетельной жизнью; они пошли все вместе к игемону армянской области и объявили, что они христиане. Игемон удивился единодушному согласию стольких людей и мужеству, с каким они по собственной воле шли на мучения, и спросил их:
     — Откуда вы? И кто вас научил не поклоняться нашим богам?
     Отвечал святой Александр:
     — Мы здешние, одни из города, другие из сел, эта земля — наша родина, отец же наш — Христос небесный; Он научил нас не поклоняться ложным богам, глухим и слепым, делу рук человеческих.
     Игемон сказал:
     — А где ваш Христос? Ведь он был распят и умер?
     Святой Леонтий отвечал:
     — Ты знаешь, что наш Христос умер? Так узнай же, что Он и воскрес из мертвых и вознесся на небо; Он умер за нас по Своей воле, но воскрес снова, как Сын Божий.
     Игемон сказал:
     — Жив теперь Христос?
     Леонтий отвечал:
     — Игемон! Ваши боги не живут после смерти, а Господь наш живет вечно, хотя и умер на некоторое время ради нашего спасения; смертью же Своей Он избавил нас из вечной смерти, дал нам жизнь и научил нас умирать ради Него, чтоб жить с Ним бесконечной жизнью.
     А игемон начал хвалить своих богов Зевса, Аполлона, Асклипия3 и других. На это святой Леонтий сказал:
     — Разве Зевс великий бог?
     — Он владеет небом, — отвечал игемон, — он отец всех богов.
     Леонтий возразил:
     — Богу подобает быть праведным, чистым, безгрешным, а ты что скажешь о своем боге Зевсе?
     — Я его называю праведным, чистым и безгрешным, — сказал игемон.
     На это святой Леонтий сказал:
     — Зевс праведен — а разве он не сверг с престола своего отца Крона? Он чист и безгрешен — а разве не он взял себе в жены свою родную сестру Геру и не осквернил многих чужих жен? Он губил не только женщин, но и мужчин и творил самые мерзкие беззакония4. Как же он, такой грешник, мог быть богом? Если ваш бог грешник, то ему для исправления нужен иной бог, безгрешный.
     Разгневался игемон Лисий и яростно сказал:
     — Кто тебе дал право судить богов наших, злой человек! Они мне боги, не пощажу вас, но жестоко погублю всех!
     Сказал святой Леонтий:
     — Не гневайся, игемон, если слышишь правду; не даны ли людям законы не иметь никому чужой жены, не брать в жены себе сестру, не обижать, не убивать никого? И если кто осмелится поступить в чем-либо против законов, тот называется преступником и подлежит суду и смертной казни. А ваши боги — люди и преисполнены всех зол и беззаконий: они были блудниками, прелюбодеями, человекоубийцами и как законопреступники, какому грозному суду и сколько раз смертной казни они подлежали! Поэтому вашим беззаконникам-богам нужно подчиниться человеческим законам и подражать людям, строго соблюдающим законы, а вы будьте судьями ваших богов, будьте богами и палачами, пока не исправите их.
     Игемон сказал:
     — О безумный! Не ваш ли Бог был распят как злодей? А кто из наших богов был распят?
     Отвечал святой Леонтий:
     — Распялся за нас Христос Бог наш, и мы похваляемся крестом Его, ваши же боги трепещут, боятся Распятого Бога нашего и бегут далеко от крестной силы. Бог наш по Своей воле пострадал на кресте, а ваши боги нехотя погибли горькой смертью. Бог наш — Спаситель рода человеческого, а ваши боги — губители людей. Наш Бог истинный, а ваши боги ложные и не боги, а бесы и пагубные обольстители; сами они погибли и поклоняющихся им ведут к вечной погибели.
     Взбешенный этими словами святого Леонтия, игемон приказал бить по устам камнями всех исповедников Христовых.
     — Пусть бьют их, — говорил он, — в уста, которыми изрекается хула на наших богов.
     Святых били, а они говорили:
     — Пусть бьет тебя Бог, слуга сатаны! Ты услышал правду и несправедливо судишь, ты вне себя, нечестивый!
     Потом мучитель велел всех их обложить железными веригами и бросить в темницу. Святые в темнице веселились, как в чертоге, о Боге, Спасителе своем, и пели Давидовы псалмы: некоторые из них с детства были начитаны в книгах. А святой Леонтий ободрял всех такими словами:
     — Братья честные и рабы Христовы! Перенесем все терпеливо! Вы знаете из священного Писания, сколько вытерпел праведный Иов5, и каково было страдание Господа нашего, и как скончались иные святые рабы Его. Иоанн Предтеча6 был обезглавлен, Стефан7 побит камнями, Петр8 распят стремглав, Фома9 пронзен копьем, другие умерли за Господа своего иною мученическою смертью. Сколько святых пострадало в царствование Адриана10, Декия, Максимиана и других прежних нечестивых царей, не только мужчины, но и женщины, как, например, мы слышим о святых Фекле, Евфимии, Капитолине, Иулитте11 и других святых мученицах, имена которых записаны в книгах жизни на небе; как мужественно они подвизались и победили диавола! И если женщины были так мужественны, то нам, мужчинам, нужно быть еще более крепкими и непреодолимыми и свои души положить за Христа Бога нашего, положившего Свою душу за нас на кресте.
     Такими словами ободрил Леонтий святой братию и все с готовностью желали претерпеть за Христа всякие мучения. Стоял зной, и святые мучились сильной жаждой; пришла в темницу навестить их одна благородная и благочестивая женщина, по имени Власиана, беспрепятственно принесла холодной воды из источника, бывшего там поблизости, и напоила их.
     Наступившую ночь святые проводили в молитвах и пении псалмов; не спал и Лисий игемон в ту ночь: он обдумывал, каким мукам подвергнуть содержимых в тюрьме рабов Христовых. Под утро он заснул, и явился ему во сне бес и сказал: «Будь тверд, Лисий; я бог Асклипий, мучь нещадно хулящих нас христиан; много нелепостей наговорили они о нас в темнице; поскорей погуби их всяческими муками».
     Проснулся игемон, с наступлением дня начал суд и, поставив перед собой связанных святых, сказал им:
     — Поклонитесь богам и будете друзьями самодержцам и нам, вам дадут каждому по двести златиц, новые хорошие одежды, пояса, приведут мальчиков, принесем жертву, устроим пир и повеселимся вместе; если же не послушаете меня, то жестоко будут вас мучить. Попрошу вас, не лишайтесь этой приятной жизни, не расставайтесь с вашими женами, детьми и друзьями, принесите жертву хоть одному какому-нибудь из наших богов.
     Отвечали святые как бы в один голос:
     — Будь проклят ты, мучитель, со своими богами; мы не станем приносить жертв нечистым бесам, нам не нужно ни вашего золота, ни одежд, ни пира, ни дружбы; Христос нам и Отец, и дражайший Друг, и за Него мы готовы все претерпеть и умереть.
     Тогда мучитель приказал их всех нагих повесить и строгать тело их железными крючьями; и долго, до самого полудня, строгали святых мучеников, пока не стало сильно печь солнце, и игемон ушел с этого зрелища домой; святые же, остроганные до костей, по приказанию мучителя опять были заключены в темницу. Вышеупомянутая благочестивая женщина Власиана опять пришла навестить их и сквозь окно напоила водой изнемогших от язв и от зноя; и прохладились святые, благословили эту женщину, помолились о ней и о детях ее и благодарили Бога, что сподобились страдать за Него.
     Когда святые сидели в темнице, увидел святой Леонтий, что некоторые из братии тяжело страдают от ран, и очень беспокоился о них, как бы в крайнем изнеможении они не отпали от веры: поэтому он молил Бога послать им скорее окончание подвига.
     Был в городе известный гражданин, по имени Ирод, язычник, пользовавшийся почетом у игемона как советник; и у этого гражданина был секретарь Филин, любимый святым Леонтием за добрый нрав. За ним послал святой и, когда тот подошел к окну темницы, сказал ему:
     — Брат Филин, скажи господину своему Ироду, чтоб он, если ему случится за чем-нибудь быть у игемона, вспомнил о нас и посоветовал завтра постановить нам смертный приговор.
     Филин ушел и передал это Ироду. В это время Ирода позвали к игемону на ужин; он не пошел тотчас же, и игемон ждал его. Опять послали за ними, но он пришел поздно со словами:
     — Я не могу есть; я видел, как строгали осужденных, как текло много крови, и мне противно; желудок мой не может принимать пищи; мне тошно.
     Игемон спросил:
     — Как ты посоветуешь, что мне с ними сделать?
     Ирод ответил:
     — Пусть умрут завтра. Ведь они преступники царского повеления и достойны смерти, так почему же их сейчас же не казнить?
     На это игемон дал клятвенное обещание умертвить их на следующий день. Тотчас Филин поспешил к темнице и сообщил о слышанном святому Леонтию. Узнали об этом все братия и обрадовались, что завтра умрут за Христа; они благословили Филина за его труд и стали молиться, приготовляясь к смерти. В молитве они говорили: «Господи Боже отцов наших, прославь имя Твое святое и нас; сокрушенной душою и духом смиренным молимся Тебе; прими нас, приносящих самих себя Тебе в жертву живую, как всесожжения овец и ягнят, и как тьмы агнцев тучных, так пусть будет теперь наша жертва перед Тобою, и пусть она будет Тебе угодна: нет стыда надеющимся на Тебя! Ты знаешь, Господи, что мы возлюбили Тебя и ради Тебя предались на смерть. Ты же укрепи нас всех, чтоб ни один не отстал от этой дружины, чтобы не посмеялся и не порадовался о нем наш враг».
     Так молились святые и ободряли друг друга; в полночь же запели великий псалом на свое погребение, а именно: Блаженны непорочные (Пс 118,1 и далее) и т. д. По окончании псалма пришел ангел Господень, наполнил светом темницу и сказал им: «Радуйтесь, рабы Христовы, близка кончина ваша, имена ваши записаны на небе, надейтесь, с вами Бог». С этими словами ангел удалился. Они же, поклонившись, благодарили Бога. В это время два темничных сторожа, Меней и Вирилад, родом египтяне, не спали, видели свет, заблиставший в темнице, и слышали голос ангела, но самого ангела не видели. И сказал Меней Вириладу:
     — Видишь, брат, какого царя это воины? Я с самого начала сочувствую христианам: они идут не беззаконным путем, а праведным, и хранят веру в своего Бога, днем и ночью поклоняются Ему; и в жизни ни с кем дурно не поступают, никого не обижают, не ищут чужого имения, а даже свое раздают, всех любят, всем благодетельствуют; ты и сам это знаешь; а какова жизнь тех, которые скитаются в египетских пустынях? Разве не странна и удивительна? Они творят чудеса. Я думаю войти к ним в темницу и просить их принять меня к себе; а ты, брат, как думаешь?
     Вирилад отвечал:
     — Так же, как и ты. Вот ведь и мы, недостойные, сподобились увидеть свет, которым осиял Бог их, за Коего они умирают с радостью. Если бы кто стал принуждать игемона умереть за Зевса, или за Аполлона, или за Асклипия, или за кого-либо из прочих богов, захотел ли бы он умереть? Ни, за что: ему жизнь дорога. А они не щадят себя, без боязни идут на смерть за своего Бога и удостаиваются от Него такой славы, какой боги никому из поклоняющихся им никогда не являли. Отчего нам не обратиться к этим праведным людям и к истинному Богу?
     Посоветовавшись таким образом, оба сторожа вошли внутрь темницы и припали к святым со словами:
     — Господа наши, рабы Христа, истинного Бога, примите и нас в ваше число: и мы веруем в Господа Иисуса Христа, возлюбившего вас, и просим вас помолиться Ему, чтобы Он сподобил и нас одинаковой участи с вами.
     Святые обрадовались их обращению к Богу и приветствовали их, говоря:
     — Вы братья наши, так как Господь наш призвал вас к исповеданию пресвятого имени Своего и даст вам одинаковую награду с нами, как и пришедшим в одиннадцатый час в Его виноградник12.
     На следующее утро игемон Лисий вышел с воинами за город на то место, где собирался умертвить святых мучеников, недалеко от реки, называемой Ликос. Там устроил он суд и приказал привести и поставить перед собой святых мучеников. Увидев, что два темничных сторожа присоединились к святым узникам, он сказал первому советнику своему Апиану:
     — Вот и эти безумные захотели умереть! Разве жизнь не лучше смерти?
     Апиан сказал на это:
     — Прикажи мучить их самыми жестокими муками.
     — Нет, — возразил игемон, — они испугаются мук и опять обратятся к богам, и останутся живы; а я не хочу оставлять их в живых; пусть умрут. Всем за одно издам смертный приговор.
     И когда поставили перед ним на суд святых мучеников, то он не задал им вопроса о вере и не назначил никакого истязания, но тотчас приговорил их к смерти и написал следующий приговор: «Этим представленным мне на суд сорока пяти человекам христианской веры, ослушавшимся царского повеления и хулившим богов своих предков, назначаю достойную по их делам казнь: сначала отсечь им топором руки и ноги, потом бросить на сожжение в огонь, и оставшиеся после сожжения их кости бросить в реку».
     Тотчас слуги посадили мучеников на землю и стали рубить им руки и ноги. Был сильный солнечный зной, и святые мученики страдали от жажды, одни вследствие боли в ранах, другие — от солнечного зноя; иные умерли в этих страданиях, иные едва дышали, иные же мужественно терпели. Один из них, по имени Ианикит, смотря на свои отрубленные руки и ноги, улыбнулся и сказал: «Смотрите, как жатвенный серп сжал мои члены, словно колосья!» А святой Сисиний, лежа в своей крови, привалился к случившемуся там поблизости камню, открыл уста свои и так молился Богу: «Господи, Податель всех благ, источивший некогда в пустыне воду из камня и напоивший жаждавшего Израиля (Исх 17,1—7). Ты теперь открой этот камень, испусти воду и напои немного меня: Ты видишь жажду нашу, от которой мы погибаем».
     По молитве его внезапно двинулся камень, раздался и испустил источник ключевой воды. Святой Сисиний испил воды и благословил Господа, говоря: «Прославляю Тебя, Боже мой, за то, что напоил меня жаждавшего, как мать молоком ребенка, хвалю Тебя, Царь мой, что не презрел меня, раба Твоего! Но молю Тебя, не презирай и любимых братьев моих, Твоих рабов, и прохлади их, изнывающих от жажды, изливая невидимо на них росу благодати Твоей, и всем нам дай твердость скончаться вместе в Твоей надежде; изведенному же Твоей силой источнику этому, которым Ты вновь явил древнее чудо, повели течь до конца мира и дай воде этой целебную благодать и силу во славу Твою, Христе, и Твоего Отца и Святого Духа, в память о нас сорока пяти мучениках, Твоих рабах, пострадавших за Тебя».
     В это время слуги разожгли приготовленный огромный костер и стали брать тела мучеников и класть в огонь; одни из святых были еще живы, другие уже умерли; и мертвых вместе с живыми предавали сожжению. Повергая в огонь мучеников, слуги считали их и не досчитывались одного; они удивлялись и стали искать. А святой Сисиний, лежа около камня, источившего воду, отозвался: «Вот я! Возьмите меня, несите меня в огонь!» Его взяли и снесли в огонь. Сожгли святых мучеников, огонь угас, а слуги начали искать оставшихся в пепле мученических костей и сколько нашли, собрали в тряпки, снесли и высыпали в реку Ликос13. Река приняла в себя кости святых как драгоценное сокровище и сохранила их на одном неглубоком месте около берега, собрав их все вместе своими струями. Пришли потом искать их благочестивые люди и без труда нашли; собрали их все до одной и сберегали в почетном месте, пока не погиб нечестивый царь Ликиний, соправитель царя Константина, управлявший восточной половиной царства, и не воцарился один Константин. Когда дана была свобода церкви Христовой по всей вселенной, тогда и кости этих святых мучеников были показаны всем, и была построена церковь во имя их. От святых костей их подавались исцеления, а также и от того источника, который вызвал святой Сисиний своей молитвой. Пострадали святые сорок пять мучеников десятого июля, в Никополе армянском, при Лисии игемоне, когда Ликиний царствовал над востоком; над нами же царствует Господь наш Иисус Христос, Которому с Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне и в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь 45-ти мученикам, в Никополе Армянском пострадавшим
Тропарь, глас 1:
      Единоумне душею связани бывше, четыредесять с пятьми страдальцы святии, на врага ополчистеся, победителие же явльшеся, приясте венцы от Христа Бога и вечное мучений ваших воздаяние, тыя и нам улучити молите, благочестно песньми вас величающим.

Ин тропарь, глас 4:
      Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 8:
      Христа ради, мученицы, многия муки подъясте и многобожие низложисте все идольское, разрушисте безбожие всякия прелести, Христовою силою сия поправше, нас всех верно научаете вопити яве: Аллилуиа.

Величание
      Величаем вас, страстотерпцы святии четыредесять с пятьми страдальцы, в Никополе Армянском пострадавшии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

     Прим.
  • 1 Император Ликиний управлял восточною половиною Римской империи с 307 по 324 г.^
  • 2 Константин Великий управлял Римскою империею с 306 по 337 г.^
  • 3 Асклипий — бог врачевания.^
  • 4 Следует заметить, что древние греки наделяли своих богов не только положительными, но и отрицательными качествами. Древнегреческая мифология присваивала многим богам страсть к преступлениям разного рода, в особенности — против нравственности. Это и имеет в виду святой Леонтий, рассуждая с игемоном.^
  • 5 Иов — ветхозаветный праведник, мужественно выдержавший тяжелое, посланное ему Богом испытание. История его жизни изложена в библейской книге его имени. Память его празднуется св. Церковию 6/19 мая.^
  • 6 Память св. пророка и Предтечи Господня Иоанна празднуется 24 июня/7 июля и в другие дни.^
  • 7 Память св. первомученика Стефана совершается 27 декабря/9 января и в другие дни.^
  • 8 Память св. первоверховного апостола Петра совершается 29 июня/12 июля.^
  • 9 Память св. апостола Фомы совершается 6/19 октября и 30 июня/13 июля в соборе 12-ти апостолов.^
  • 10 Упомянутые императоры царствовали: Адриане 117 по 138 г. Декий с 249 по 261 г. и Максимиан (Галерий) с 305 по 311 г. Все эти императоры были очень жестокими гонителями христианства. Кроме них еще запятнали свое имя в истории особенно жестоким преследованием христианства: Нерон (64—68 гг.), Траян (98— 117 гг.) и Диоклитиан (284—306 гг.).^
  • 11 Память упомянутых святых мучениц празднуется: Феклы (первомученицы) — 24 сентября/7 октября, Евфимии (великомученицы) 16/29 сентября, Капитолины — 27 октября/9 ноября и Иулитты (мученицы каппадокийской) — 31 июля/13 августа.^
  • 12 См. притчу о работниках в винограднике (Мф 20,1—16).^
  • 13 Кончина святых мучеников последовала ок. 319 г.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Август 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    31 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.