Вход

Изображения в галерее

829_06.jpg
804_53.jpg
809_94.jpg

Страдание святого мученика Иакинфа


     В царствование императора Траяна1 в Риме происходило жестокое гонение на христиан. В то время был издан указ, по которому все, находившиеся под властию римского императора, обязывались приносить жертвы богам, не желавшие же сего делать предавались мучениям. В это время в царских чертогах проживал один превосходнейший юноша по имени Иакинф, уроженец Кесарии каппадокийской2, имевший двадцать лет от роду. Занимая должность царского постельника, Иакинф всегда находился близ императора. Будучи по вере и по целомудренной жизни истинным христианином, Иакинф втайне служил Христу Богу, украшаясь чистотою, воздержанием, кротостию и всякими добрыми делами.
     Однажды случился какой-то праздник в честь нечестивых идолов; по этому случаю император Траян всенародно приносил жертвы идолам. Прекраснейший же юноша Иакинф не пошел с императором к идольским капищам, но, оставшись во дворце и удалившись в отдельную небольшую комнату, усердно молился здесь единому истинному Богу. Это заметил сверстник Иакинфа, состоявший в том же чине царского постельничего, юноша по имени Урвикий. Подслушав молитву Иакинфа, Урвикий пошел и донес императору, что Иакинф, нарушая указ императора, молится некоему Иисусу Христу и называет Его Богом. В это время император Траян вкушал пищу на омерзительном празднестве в присутствии всего народа. Он приказал привести к себе Иакинфа и дал ему идоложертвенное мясо, приказав есть его. Доблестный воин Христов Иакинф, оградив себя крестным знамением, сказал императору:
     — Мне, как христианину, неприлично вкушать оскверненное; я весьма желаю, чтобы и ты, оставив поклонение идолам, бесовское празднество и свои скверные жертвы, познал истинного Бога и Ему единому служил.
     Все вкушавшие яства вместе с императором, а также и предстоявшие ему, удивились такой дерзости юноши Иакинфа и воспылали гневом на него; император же сказал ему:
     — Иакинф, молодость твоя делает из тебя гордеца, и ты, недостойный, осмеливаешься учить меня не служить отеческим богам, но поклоняться какому-то Христу, Которого ни мы не знаем, ни отцы наши не знали!
     — Ты не знаешь Его потому, что не достоин познания Его, Бога истинного, сотворившего небо, землю, море и все, что в них, даровавшего людям светила небесные и создавшего по Своему образу человека. Ты справедливо говоришь про себя, что не знаешь Того, Которого и отцы твои, будучи чадами гнева, не знали. Я же рожден и воспитан благочестивыми и христолюбивыми родителями и научен поклоняться и служить Богу моему.
     Император разгневался на такой ответ святого и приказал своим слугам бить его по устам. Поспешно набросившись на Христова мученика, слуги стали жестоко бить его не только по устам, но и по ланитам; когда же он упал на землю, его сильно топтали ногами, говоря:
     — Как смеешь ты с дерзостию отвечать императору?
     Затем император приказал перестать бить мученика; святой, не будучи в силах подняться вследствие жестоких побоев и попирания ногами, лежал на земле. Между тем Траян приказал насильственно вкладывать в уста святому жертвенные яства. Но святой мученик Христов, крепко стиснув свои уста и зубы, не принимал идоложертвенной скверны. Тогда император приказал сковать святого железными оковами, забить его ноги в колодки и заключить в темницу. На следующий день утром император, продолжая отправлять вместе с народом тот же скверный праздник, приказал выставить на видном месте все орудия мучений и привести для допроса из темницы мученика Иакинфа. Когда последний был приведен, Траян спросил его:
     — Юноша! Подчиняешься ли ты нашему повелению или все еще продолжаешь упорствовать? Я предвижу, что твой горделивый разум доведет тебя до жесточайших мучений; лучше послушайся меня, принеси жертву богам, если не хочешь погибнуть в жестоких мучениях!
     Но раб Христов, пребывая душою и телом тверд, как адамант, и опираясь на помощь Божию, сказал Траяну:
     — Я — христианин, почитаю Христа, поклоняюсь Ему и приношу Ему живую жертву — себя самого. Бесам же твоим я не стану приносить жертву, угрозы твоей не боюсь, ибо я пренебрегаю мучениями, и ты не заставишь меня, раба Христова, принять ваше нечестие; ты не соблазнишь меня к тому, чтобы я из-за маловременной жизни сей оставил жизнь вечную! Делай со мною, что хочешь!
     Тогда император, преисполнившись гнева, прежде всего приказал в течение долгого времени бить без пощады распростертого на земле святого юношу, а затем, повесив его на месте мучения, приказал терзать плоть его железными ногтями. Страдалец, доблестно претерпевая мучения, взывал к императору:
     — Я — христианин, я раб Христа и не отвергнусь от Него. Ты же, подвергая меня мучениям за Христа, оказываешь мне благодеяние. Придумай еще более жестокие мучения, ибо я желаю еще сильнее пострадать за Христа, Господа моего, до тех пор пока при помощи Владыки моего Христа, Который помогает всем, призывающим пресвятое имя Его, я не препобежду твоей жестокости моим терпением!
     Между тем наступил седьмой час. Народ, находившийся на зрелище, весьма изумлялся терпению мученика. Тогда император повелел снять святого с позорного столба и, связав, снова отвести его в темницу, строго приказавши сторожам не давать ему никакой другой, кроме идоложертвенной, пищи и питья, дабы, вынужденный голодом и жаждою, он вкусил их. Сторожа строго исполняли повеление императора: ежедневно принося пищу и питье от идольских жертв, они предлагали их святому в темнице. Но, приходя затем на утро следующего дня, они находили все в целости, так как святой мученик не хотел даже смотреть на те идоложертвенные яства, как на гнусную мерзость, и в течение долгих дней оставался без еды и питья, непрестанно молясь Богу. Святой увеселялся духом, как бы пребывая на некоем богатом пиршестве, ибо он был питаем благодатию Святого Духа.
     Между тем Траян, посылая слуг, спрашивал сторожей, вкушал ли Иакинф пищу и питье, приносимые ему от жертв, или нет? Сторожа отвечали:
     — Он даже и перстом не касается того, что приносят ему, но оставаясь без пищи и пития, радуется и возносит молитвы Богу своему.
     Выслушав сие, Траян разгневался на сторожей, предполагая, что кто-нибудь приносил Иакинфу другую пищу и угрожал сторожам смертию. Но последние клятвенно свидетельствовали, что к святому никто не входил посторонний; они уверяли, что бдительно сторожили темницу, не дозволяя никому даже подходить к ней.
     Когда же наступил тридцать восьмой день пребывания мученика в темнице, один из сторожей по обыкновению своему вошел в темницу, неся с собою для предложения мученику идоложертвенное. И вот он увидал в темнице несказанный свет и двух стоявших близ святого мученика ангелов, из которых один покрывал пресветлой одеждой тело святого, а другой возлагал на его голову чудный венец. Увидавши сие, сторож весьма испугался и бросив то, что он нес, побежал к императору и сообщил ему, что видел. Император не поверил рассказанному и предположив, что все это какие-нибудь обольщения, совершаемые волшебством, решил предать страдальца Христова еще более жестоким мукам. По прошествии двух дней Траян, воссев на публичном судилище, приказал вывести узника из темницы для мучения, сказав:
     — Посмотрю, как поможет ему Христос, освободит ли Он его из моих рук?
     Но когда слуги императора вошли в темницу, то нашли юношу скончавшимся о Господе3, увидали также пресветлых ангелов, принявших вид юношей и стоявших вокруг тела; они держали в руках своих свечи, в то время как темница переполнилась неизъяснимым светом и благоуханием. Объятые страхом слуги выбежали из темницы и сообщили о виденном императору.
     Исполнившись стыда и гнева, император послал множество слуг вынести из темницы тело умершего. Последние, войдя в темницу, ничего другого не увидали здесь, кроме мертвого тела, которое они и вынесли из темницы. Тогда император приказал вынести за город честное тело мученика и бросить его в пустом месте на съедение зверям, псам и птицам; при сем он приказал сторожам находиться неподалеку, дабы тело святого не взяли отсюда тайно христиане.
     Так лежало тело святого мученика в течение долгого времени, не испытывая никакого вреда, ибо его охранял ангел Божий. Однажды ночью одному честному пресвитеру, родственнику мученика, по имени Тимофей, явился ангел и повелел взять тело мученика. Последний вместе с некоторыми верующими из его дома с наступлением ночи отправился на то пустынное место. Так как никто не препятствовал ему, он взял святое тело мученика, положил его во внутреннем покое своего дома, обвив оное чистою плащаницею с ароматами. Затем пресвитер ежедневно зажигал при ковчеге с телом святого лампадку и кадил фимиамом. После сего пресвитер Тимофей, прожив несколько лет и приблизившись к своей кончине, вручил мощи святого мученика некоей честной, святой по жизни и почтенной по возрасту, вдове. Последняя, с радостию приняв то бесценное сокровище, хранила его у себя с честию, точно также ежедневно возжигая кадило и производя каждение; от святых же мощей исходило сильное благоухание и переполняло собою ту храмину. Сия женщина никому ничего не рассказывала относительно мощей святого, так как весь город совершал служение идолам; лишь сама она день и ночь со слезами молилась при мощах мученика Христова. По истечении же многого времени, когда вдова та приблизилась к кончине, случилось кому-то из знатных мужей вследствие головной боли лишиться зрения. Больной не видел света в течение целого года и не мог получить никакой помощи от врачей. Святой мученик Иакинф, явившись ему во сне, сказал:
     — Человек! Желаешь ли ты вылечиться от болезни своей и исцелиться от слепоты?
     — Кто ты, говорящий мне сие? — спросил больной явившегося.
     — Я, — отвечал святой, — врач всяких недугов, раб Христов Иакинф.
     — Умоляю тебя, — продолжал больной, — возьми все мое имущество, которым я владею, только дай мне видеть свет, так как, сидя в темноте, я весьма скорблю и страдаю.
     — Тебя даром исцелит, — отвечал ему святой Иакинф, — Бог мой, только сделай то, что я прикажу тебе, а именно: отошли на мою родину, в каппадокийский город Кесарию мое тело, положенное в землю у той вдовы, которая проживает поблизости от тебя; глаза же свои помажь елеем из лампады, горящей при моем ковчеге, — тогда ты прозреешь.
     Муж тот, поверивши виденному во сне, встал с одра своего, отправился с провожатым в дом вдовицы и сообщил ей о явлении и повелении мученика. Тогда вдовица, приведя сего мужа во внутренний покой, в котором лежало тело святого, дала ему елея из лампады; когда муж тот помазал свои ослепшие очи тем елеем, он тотчас же прозрел, но замедлил привести в исполнение приказание святого. По прошествии некоторого времени, снова мрак покрыл очи его, и он ослеп. Тогда он вновь с провожатым отправился к мощам святого мученика, испрашивая у него исцеления. При входе же в храмину, где почивали мощи святого, он услышал голос, говоривший ему свыше:
     — Тот, кто надругался, ныне сам поруган.
     Тогда он, упав перед мощами святого, сказал:
     — Даруй мне ныне прозрение, угодник Божий, и я немедленно исполню то, что ты мне приказал!
     Затем, встав, он снова помазал елеем из лампады очи свои и снова прозрел уже вполне и совершенно, ибо отверзлись не только телесные, но и душевные очи его: уверовав во Христа, он был просвещен святым крещением. Упомянутая вдовица к тому времени уже скончалась; тогда новопросвещенный христианин, взяв ковчег с мощами святого и запечатав его, отослал его с надежными людьми в Кесарию каппадокийскую; при этом он приказал отправленным с ковчегом людям пустить мулов (везших ковчег) одних, когда они приблизятся к городу; там, где они остановятся, должны быть положены мощи, ибо так приказал святой.
     Когда же посланные с мощами верные люди подошли к городу Кесарии и находились близ ворот, называвшихся Севастианскими, то пустили мулов без провожатых. Никем не управляемые, последние подошли к дому, в котором родился мученик. Но к этому времени уже скончались родители его. Тогда все, находившиеся в том городе верующие, собравшись, преисполнились великой радости по случаю прибытия к ним мощей мученика; потом с честию положили в том доме святые мощи в мраморном ковчеге, прославляя Господа нашего Иисуса Христа. Христов мученик Иакинф скончался в Риме в третий день июля, томимый голодом и жаждою, но насыщаемый верою, молитвою и благодатию Святого Духа, в то время когда нечестивыми обладал Траян, а над христианами царствовал Господь наш Иисус Христос, Которому воссылается слава с Отцом и Святым Духом, ныне и в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь мученику Иакинфу
Тропарь, глас 4:
      Мученик Твой, Господи, Иакинфе во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 6:
      Древо жизни посреде души своея, веру Твою, Христе, стяжавый Твой мученик, Едемскаго рая честнейший бысть, древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом, венчася славою Твоею, Многомилостиве.

Кондак, глас 4:
      Камень честен показася, Иакинфе, в Горнем оном светлем граде водрузися, в разумнем Сионе блистая светло, освещая вся, чтущия честное твое страдание, моли спастися нам, твою память почитающим.

Величание
      Величаем тя, страстотерпче святый Иакинфе, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

     Прим.
  • 1 Император Траян царствовал с 98 по 117 г.^
  • 2 Каппадокия — малоазийская область.^
  • 3 Кончина святого мученика Иакинфа последовала в начале II в.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Декабрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.