Вход

Изображения в галерее

827_98.jpg
818_18.jpg
817_33.jpg

Жития преподобномучеников Раифских и Казанских


Собор Раифских преподобномучеников. Слева направо - Петр, Иов, Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам.


иеромонаха Иосифа (Гаврилова), иеромонаха Сергия (Гуськова), иеромонаха Антония (Чиркова), иеромонаха Иова (Протопопова) и послушника Петра (Тупицына), насельников Раифской Богородичной пустыни, местночтимых святых Казанской епархии
      27 января 1930 года в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на месте разгромленной в 1928 году обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. Еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви.
     А на утро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная, и вместе с тем, торжественная была в тот день служба. В последний раз причащалась братия Святых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз.
     После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. И, воистину чуден Промысел Твой, Господи! — пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань. По заснеженной дороге, обдуваемые ветрами и понукаемые грубыми конвоирами, ехали иноки прочь от родной обители, чтобы вдали от нее стяжать, кто — мученический венец, кто — жизнь исповедническую.
     В августе 1918 года в Казань была занята белочехами, но через месяц Казань вновь была взята большевиками. Почти весь 1918 год обитель подвергалась беззастенчивому грабежу со стороны дезертиров, бежавших с фронта и новой власти. Об ужасающем состоянии обители повествует рапорт братии Раифской пустыни за №101 от 20 декабря ст.ст. 1918 года:
     «Честь имеем донести в Епархиальный Совет, что Раифская пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена. Ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались, дохода никакого нет, и икона дома стоит1 и сами Христа ради питаемся».
     Братия Раифской пустыни находилась в отчаянном положении, усугублявшемся уходом из монастыря части старшей братии, во главе с игуменом Варсонофием, из-за опасения мести со стороны ЧК. И если в 1917 году братии Раифской пустыни насчитывалось 81 человек2, то к концу 1918 года оставалось всего 48. Временно исполняющим обязанности настоятеля был назначен ризничий пустыни иеромонах Сергий (Гуськов).
     В декабре 1922 года в Раифе состоялось пострижение в мантию послушника Иоанна Гаврилова — того, кому позже Господь приведет стать последним настоятелем Раифского храма, действующего в 1930 году на месте упраздненной властями обители. Будущий священномученик Иосиф, а тогда еще послушник Иоанн, писал: на имя другого будущего новомученика иеромонаха Сергия: «Прожив в Раифской пустыни 12 лет, я убедился, что для спасения моей души самая подходящая обитель эта. Поэтому покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие походатайствовать за меня куда следует, постричь меня в монашество, дабы более потрудиться для св. обители в монашеском чине».
     Видя такое стремление к принятию монашества, иеромонах Сергий 30 ноября 1919 года направил на имя епископа Анатолия рапорт с прошением разрешить пострижение Иоанна Гаврилова, проживающего в монастыре с 1907 г. до империалистической войны. Прилагалась и выпись из метрической книги, что Иван Гаврилов родился 16 октября 1888 года в семье крестьян Иллариона Ивановича и Дарьи Ивановны Гавриловых. Прибыв в Епархиальный Совет, отец Сергий лично дал одобрительный отзыв о послушнике Иоанне и Совет постановил: «Принимая во внимание возраст представляемого к пострижению — 31 год, его безбрачие, освобождение его от военной службы, 12-летнее пребывание в пустыни и устный одобрительный отзыв о нем иеромонаха Сергия, разрешить заведующему Раифской пустыни иеромонаху Сергию постриг в мантию послушника Иоанна», и 4 января 1920 г. Иоанн Гаврилов был пострижен благочинным монастырей игуменом Феодосием (будущим настоятелем пустыни) с наречением имени Иосиф.
     Несмотря на тяжелое для обители время, она все же не переставала жить молитвенными подвигами. Пост и молитва монастырская не только не ослаблялись, но — напротив, усиливались против прежних. Спасение искали в наложении на себя новых обетов, духом строгой аскезы изгоняя невольный трепет перед грядущими испытаниями, всякую тень отчаяния или уныния, столь понятных в последние времена.
     Господь в нужное время посылал Свои милости для поддержания духа веры. Так, с приездом в Казань 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, 1920 г. митрополита Кирилла (Смирнова)3, назначенного на Казанскую кафедру, церковная жизнь в епархии оживилась. Народ сплотился вокруг своего архипастыря. В течение месяца был найден для Раифы настоятель — прежний настоятель Макарьевской пустыни игумен Феодосий, известный аскет, безупречной нравственности и твердости веры человек, не имевший высокого образования, но обладавший большим духовным и жизненным опытом. Обитель с радостью восприняла это известие, ведь игумена Феодосия очень уважали среди православных мирян.
     Игумен Феодосий, вскоре ставший архимандритом, родился в 1886 г. в семье благочестивых крестьян Казанской губернии Акила Григорьевича и Акилины Михайловны Лузгиных и при крещении был наречен Феодором. Феодор поступил в Раифскую пустынь уже в зрелом возрасте — в 31 год (10 июля 1897 г.). В августе 1902 г. он был пострижен в монашество с именем Феодосий, а 16 марта 1903 г. рукоположен во иеромонаха. Был исполняющим должность эконома Архиерейского Дома, казначеем Свияжского монастыря, а затем был назначен игуменом Макарьевской пустыни, пока решением владыки Кирилла не был переведен настоятелем Раифской обители.
     Однако, не долго продолжалась радость православных казанцев. Вскоре митрополит Кирилл был арестован и увезен в Москву, а годом позже арестовали и заключили в тюрьму епископа Анатолия (Грисюк)4. В 1922 году в Казань прибыл обновленческий архиепископ Алексий и самовольно захватил церковное управление. Казанские викарии — епископ Иоасаф (Удалов)5 и епископ Афанасий (Малинин)6, а за ними и все монастыри отказались признать обновленцев. Однако, большинство приходского духовенства подпало под власть живоцерковников, которые требовали подчинения и от монастырей, но последние были верны православной вере. Так, из Раифской пустыни в обновленческое епархиальное управление поступило постановление, что «Братия Раифской пустыни не признает обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ), как порвавшее единение с Единой, Соборной и Апостольской Церковью, архиепископа Алексия и КЕУ, возглавляемое незаконным архиепископом». Под этим решением подписалось 25 человек братии и 18 послушников.
     Впрочем, торжество обновленчества продолжалось недолго — после освобождения Святейшего Патриарха Тихона7 из заключения началось массовое бегство приходского духовенства из «живоцерковничества». Епископ Иоасаф принимал отпавших через особый чин покаяния, а храмы, где служил лжемитрополит Алексий — ко всеобщему народному ликованию освещал малым чином. Православных архиереев во всех церквях принимали по пасхальному торжественно — устилая дорогу цветами и встречая пасхальным звоном колоколов. Раифа так же, как один из оплотов Православия, была посещена епископами Иоасафом и Афанасием, храмы монастыря были переполнены верующими. И хотя вскоре начались новые ссылки и аресты, ощущение моральной победы и духовной правоты до самых последних дней не покидали сердца стойких раифских иноков. Даже арест и удаление из пределов Казанской епархии в мае 1924 года Владыки Иоасафа, главного противники обновленцев, не подорвали мужества монахов. Да и архимандрит Феодосий, как благочинный всех монастырей епархии, содействовал сохранению в обителях неповрежденного православия.
     Так, в Казани он поддерживал игуменью Феодоровского монастыря Ангелину в ее борьбе с обновленцами. 21 августа 1924 года от протоиерея Феодоровской общины Аркадия Преображенского, перебежавшего к обновленцам, в живоцерковническое Управление было направлено следующее заявление:
     «20 августа с. г. я был вызван к Игуменье Ангелине, где архимандрит Раифской пустыни Феодосий, считающий себя благочинным всех монастырей Казанской епархии, предложил мне отказаться от единения с Епарх. Управ., и перейти на сторону ее тайных врагов, т.е. епископа Афанасия, архимандрита Феодосия и др. лиц, явно имеющих общение с объявленными преступниками — патриархом Тихоном, епископом Иоасафом и др... Я от такого предложения отказался. В 10 часов вечера того же числа я был вызван на собрание приходского Совета, который предложил мне прекратить совершение богослужения в храме Феодоровского монастыря».
     Того же числа обновленческое КЕУ доводило до сведения ТНКВД, что «архимандрит Феодосий вносит постоянную смуту в мирных граждан и переносит вопросы чисто религиозные на политическую почву, возбуждая верующих против обновленцев».
     Имя настоятеля Раифской пустыни неоднократно поминалось в обновленческих обращениях к власти и в обновленческом журнале «Православный Церковный Вестник», например, в связи с отказом Раифских иноков дать обновленцам чудотворную Грузинскую икону Божией Матери для ношения ее крестным ходом по городу Чистополь.
     Светская власть не могла долго терпеть всевозрастающее влияние Раифской обители. После ссылки монахов Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря и епископа Иоасафа именно Раифская и Седмиозерная пустыни с их настоятелями архимандритами Феодосием и Александром представлялись главными оплотами православия в Казанском крае. Как и много веков назад, во времена иконоборческой деспотии и гонений на почитавших иконы, именно монашество выступило на защиту Христовой веры и стойким исповеданием Православия приближало день его Торжества. Этого-то и не желала допускать светская власть. В результате архимандрит Феодосий был арестован и сослан, а Раифская пустынь в июне 1928 года — закрыта.
     Однако крестьяне с окрестных с Раифой сел организовали общину, куда вошло семеро из 30-ти бывших насельников монастыря: иеромонахи Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), иеродиакон Порфирий (Советников), иеродиакон Иероним (Сорокин), послушники Нестор Никитин и Петр Ранцев. Другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах. Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. К инокам приходили крестьяне со всей Татреспублики, из Чувашии и Маробласти. Большинство Раифских монахов не переставало совершать Таинств, исповедовать, крестить, отпевать, даже служить Литургию, иной раз в приходской церкви, иной раз — у себя дома.
     Закрытием святой обители власти добились обратного результата, ибо теперь как сам монастырь, так и сосланный его настоятель были овеяны ореолом мученичества и исповедничества. Раифские же монахи, даже в подобном рассеянии продолжали проповедовать слово Божие и окормлять свою паству. Такая ситуация не могла устроить власть, и в мае 1929 года в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД и КазРИКа о судьбе Раифской пустыни и бывших ее насельников. Вскоре последовали первые аресты под предлогом того, что многие из монахов прятали от изъятия церковную утварь, которая принадлежит государству. Нашлись и те, кто указал на иеромонаха Сергия (Гуськова), его сестру монахиню Веру, послушника Ивана Ларионова и др. В результате обысков, ГПУ изъяло у иеромонаха Сергия церковные облачения, у крестьянки Надежды Порфирьевой — позолоченный крест с епитрахилью, которые о. Сергий дал на хранение, у крестьянки Пелагеи Алексеевой — серебряный потир, дискос, лжицу, копие, тарелочку и ковш с покровцами. Крест принадлежал лично о. Сергию и был наградным от святейшего Патриарха Тихона, точно так же, как и облачения. По поводу чаши для Святого Причастия будущий священномученик Сергий сказал: «Чашу не отдал еще и потому, что по религиозным соображениям я ее отдать лично не могу».
     Среди добрых христиан был и бывший лесник, а позже — председатель сельсовета д. Бело-Безводной Феодор Анисимов. Когда был голод, Анисимов (в 1927 году) тайно выделил для монастыря землю в поле под картофель, а после закрытия обители — по просьбе монахов — взял на сохранение серебряный потир, и много сделал для открытия на месте монастыря приходской общины.
     20 декабря 1929 года о. Сергий был неожиданно для него освобожден под подписку о невыезде. Это была продуманная властью акция с целью успокоить возмущение крестьян от ареста о. Сергия, и заодно выяснить отношение к этому других Раифских монахов. Один сельский активист докладывал по поводу ареста о. Сергия: «Когда он (Сергий) сидел, в церкви была распространена провокация, что Сергия в ГПУ били и потом расстреляли. Верующие распустили эти разговоры по деревне, и многие крестьяне возмущались жестокостью власти, до тех пор, пока Сергия не выпустили. Эта провокация — дело рук монахов».
     Выяснив, что монахи, даже лишенные возможности жить в родной обители, продолжают оказывать значительное влияние на крестьян, отвергавших всякую антирелигиозную пропаганду и не спешивших вступать в колхозы, власти решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против мероприятий Советской власти, в убийстве 7 красноармейцев в 1918 году, хотя никто из Раифских монахов не принимал в этом участия и вины их не было никакой и сокрытии монастырского имущества. И вот 23 января 1930 г. в деревне Бело-Безводной состоялись первые аресты: были арестованы все проживавшие на поселение монахи и несколько церковников, всего — 19 человек. Однако, власти не добились ожидаемого результата, о чем с сожалением свидетельствовало обвинительное заключение: «…задержание всех этих лиц не произвело того впечатления, которое оно должно было произвести среди монашествующих, так как не прошло и четырех дней, как в Раифе собрались монашествующие в числе 25 человек, которые 27-го января после богослужения и были задержаны…».
     После службы, 27 января 1930 года, в день памяти преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных, и трогательного молебна, во время которого многие из присутствующих плакали, окружившие храм чекисты стали выталкивать верующих из церкви, в шапках ввалились в алтарь и выволокли иеродиаконов, потреблявших Святые Дары. Монахов и монахинь заключили в одну комнату, а мирян — в другую. Молодой офицер снимал показания, допрашивая всех по одному. После этого всех монахов и монахинь и несколько человек мирян увезли в Казань, где заключили в тюрьму.
     Тут, в тюремных узах и явили новомученики Раифские образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Напротив, чем очевиднее становилось, что придется пострадать за Христа, тем тверже монашествующие держались на допросах.
     Иеромонах Иосиф, принявший сан иеродиакона в 1920, а иеромонаха — в 1923, и избранный, хотя в монастыре были иеромонахи много старше по хиротонии, после закрытия обители настоятелем приходской церкви, на допросе свидетельствовал:
     «Ни в каких политических партиях не состоял и не состою. К Советской власти я отношусь как ко власти, данной от Бога, но власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому — не Божья власть, а сатаническая. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию и т. д., т. е. исполняет сатаническую волю... И лучше умереть с верой, чем без веры. Я являюсь настоящим верующим, и вера меня спасала в боях, и надеюсь, что в дальнейшем вера меня спасет от смерти. Я твердо верую в Воскресение Христа и Его Второе Пришествие. Против налогов я не шел, так как в Писании сказано: “Кесарево — кесарю, а Богово — Богу”. Виновным себя признать не могу. Никакой антисоветской агитации не вел и не веду».
     Иеромонах Иосиф добавил, что «в монастырь его заставили поступить религиозные убеждения». Вначале он был послушником в гостинице и на пчельнике, а в 1910 году был взят на военную службу библиотекарем Офицерского собрания. В 1914 году был демобилизован, и, прожив в монастыре 2-3 месяца, вновь был взят на войну — кашеваром. «Во время революции, — показывал отец Иосиф, — я был на фронте, и относился к перевороту, зная, что хорошего ничего не будет». В 1917 г. он вернулся домой, но в 1918 и начале 1919 был взят в рабочий батальон по разгрузке вагонов. С 1919 года иеромонах Иосиф уже не покидал монастыря до самого своего ареста.
     Другой член приходской общины, настоятелем которой был иеромонах Иосиф, был иеромонах Варлаам, в миру — Виктор Семенович Похилюк, 60-летний монах, живший всегда затворнически и аскетично. Родился он в селе Порпуровцы Винницкого уезда Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина. Окончив церковноприходскую школу, в ноябре 1900 г., был зачислен в послушники Кишиневского Архиерейского Дома. Тихого и аскетичного молодого человека заметил епископ Кишиневский Иаков (Пятницкий)8, который после исповеди и беседы с Виктором, искавшим монашества, решил постричь его в монашество, что и исполнил 19 ноября 1900 г. В монашестве Виктор получил имя Варлаама, в память мученика, пострадавшего за Христа в 304 году. 16 августа Варлаам был рукоположен во иеродиакона, а в ноябре, по переводу владыки Иакова в Ярославль, был определен в число братии Ярославского Архиерейского Дома. Полюбившийся Владыке за простоту и истинно христианские добродетели постничество и смиренномудрие), иеродиакон Варлаам был рукоположен во иеромонаха 18 мая 1907 г., а в 1910 г. — переведен в Казанскую епархию вслед за назначением Владыки Иакова архиепископом Казанским.
     Здесь с января 1911 г. отец Варлаам исполнял обязанности эконома Архиерейского Дома. Однако, губернский город плохо подходил для уединенной монашеской жизни, какую давно искал и о которой еще молодым человеком мечтал Варлаам, и в 1912 г. он упросил Владыку Иакова перевести его в тихую Раифскую пустынь, дабы там, вдали от городской суеты, искать спасения и молитвенного подвига. Здесь ему было дано послушание священства в селе Васильево, а затем — с января по октябрь 1917 г. — в селе Помарах. После чего он вернулся в Раифу.
     На допросе иеромонах Варлаам показал: «Когда закрывали монастырь (1928), я был арестован и сидел в тюрьме 4 дня. За что арестован в настоящее время, я не знаю, виновным себя перед Советской властью ни в чем не чувствую... Как священник, согласно слова Божия, я считаю, что всякая власть дана Богом и ей надо подчиняться. Я считаю, что советская власть поставлена за грехи народа. Как-то после Рождества в газете “Красная Татария” была помещена заметка, где про нас, служителей церкви, сообщают, что мы часто пьянствуем и спаиваем бедноту с тем, чтобы она не шла в колхоз. Должен сказать, что я лично никаких напитков не употребляю совсем... Другие лица, проживающие со мной в монастыре, тоже не пьют». Виновным в антисоветской агитации отец Варлаам себя не признал, ибо, как он заметил, «в мирские дела не вмешиваюсь».
     Другой священномученик Иов (в миру — Иоанн Андреевич Протопопов) родился в 1880 г. в Одессе, по происхождению — малоросс. Монашество принял в 1907 г. и до 1917 г. проживал в Киеве. В октябре 1917 г. приехав в Казань, поступил в Свияжский Успенский монастырь, где настоятельствовал бывший Сарапульский епископ Амвросий (Гудко)9. После убиения красноармейцами епископа Амвросия в августе 1918 г., иеродиакон Иов, весьма почитавший владыку Амвросия и претерпевший с ним множество от безбожников притеснений и гонений, поступил в Раифскую пустынь. «В монастырь, — показал на допросе священномученик Иов, — поступил по собственному желанию. Я придерживаюсь тихоновского направления». Иеромонах Иов был арестован 23 января в деревне Бело-Безводной, куда пришел из деревни Таганаш, где служил до декабря 1929 года. «За что арестовали, я не знаю, — сказал на допросе отец Иов, — 23 января у меня был обыск, ничего не нашли».
     Престарелый 62-летний иеромонах Антоний был родом из Чистополя Казанской губернии, из семьи мещан, родители его Иван Стефанович и Евдокия Ивановна Чирковы. Служил в армии с 1883 по 1887 г., после чего в 1890 г. поступил в Раифскую пустынь, где 23 марта 1908 г. был пострижен в монашество, а после революции — рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Иеромонах Антоний был арестован 23 января 1930 года утром в 6 часов. К нему неожиданно вломилось несколько чекистов и стали производить обыск, однако, ничего, кроме духовной литературы и облачений, не нашли. После этого отец Антоний вместе с другими арестованными 23 января в деревне Бело-Безводной, был препровожден в Казань. «Причина ареста мне неизвестна, — показал на допросе иеромонах, — занимаюсь я столярничеством, после закрытия монастыря и поселения на жительство в деревне Бело-Безводной, принимаю заказы от крестьян. Они ко мне приходят на дом, так как я кроме церкви никуда не хожу». Виновным в предъявленный обвинениях отец Антоний себя, конечно, не признал. Так же, как и остальные насельники пустыни.
     Иеромонах Сергий (в миру — Павел Иванович Гуськов) родился в 1875 г. в селе Мансурово Лаишевского уезда Казанской губернии в семье благочестивых крестьян Ивана Алексеевича и Анны Семеновны Гуськовых. Окончив сельскую школу, Павел помогал отцу по хозяйству, но продолжал, так же, как и сестра Вера, мечтать о монашестве. Посему родители не стали противиться воле сына, когда он поступил в Раифскую пустынь (1 мая 1898 г.). После восьми лет послушничества Павел 18 июня 1906 г. принял монашеский постриг с именем Сергий, через три года был рукоположен во иеродиакона, а 15 апреля 1910 — во иеромонаха. Указом Духовной Консистории от 12 февраля 1914 г. отец Сергий был утвержден в должности ризничего.
     В сентябре 1918 г., когда вместе с белочехами ушли настоятель пустыни игумен Варсонофий и многие из старшей братии, то по ходатайству оставшейся братии временным исполняющим обязанности настоятеля был утвержден иеромонах Сергий, которому пришлось руководить монастырской жизнью в тяжелейший период для святой обители. Службы проходили в разграбленных храмах, стены которых снаружи были изрыты шрапнелью, а изнутри осквернены дерзкими руками безбожников, уже в 1918 году содравших серебряные оклады с икон.
     Монастырское хозяйство было разграблено почто полностью, и только ризница, благодаря отцу Сергию, была сокрыта от кощунников и сохранена почти в целости. Даже после июля 1920 г., когда настоятелем пустыни стал архимандрит Феодосий, иеромонах Сергий несколько раз исполнял обязанности настоятеля — в период отъездов отца Феодосия. С 1923 г. возле монастыря поселилась и сестра отца Сергия — Вера, принявшая монашеский постриг с именем Варвара, которая выполняла в монастыре прачечные работы. Арестованный вместе с сестрой 23 января иеромонах Сергий был препровожден в Казань и допрошен.
     «Мои родители, — свидетельствовал будущий священномученик, — были крестьяне, и занимались хлебопашеством. Я с ними прожил до призыва на военную службу, на которую ввиду слабости здоровья не попал. После призыва под влиянием религиозного чувства я решил уйти в монастырь... Летом 1928 г. наш монастырь закрыли. Но крестьяне деревни Бело-Безводной организовали приход — религиозную общину. Из всего состава монашествующих — около 40 человек — крестьяне выбрали 7 человек, которые и совершали для них церковные требы...».
     Иеромонаха Сергия, как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки, рассказывали, что когда отца Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, т.е. на расстрел, то, прежде крепкий, отец Сергий не мог самостоятельно двигаться и его волокли под руки два конвоира.
     Многие еще раифские монахи и послушники были арестованы и допрошены. Все они мужественно держались на допросах, не отрекаясь от веры. Иеродиаконы Иероним (Сорокин) и Порфирий (Советников), монахи Геласий, Нестор (Никитин) с Афона, Савватий (Агафонов), послушники Александр Себельдин, Петр Ранцев, Иоанн Балякин, Иоанн Хорьков, а также 19 инокинь из трех закрытых в конце 20-х годов женских монастырей и несколько крестьян — явили собой образ христианской кротости и мужественного стояния за православную веру.
     Но особенное внимание чекистов привлек молодой, двадцати трех летний послушник Петр (Тупицин). Простодушный и откровенный, он на допросе изумил даже следователей. Его готовность пострадать за Христа, открытое и даже радостное исповедание православной веры, обличение антихристианской власти, и ныне не может оставить равнодушным всякое верующее сердце. Послушник Петр родился в 1906 г. в деревне Еланбуй Осиновского уезда Пермской губернии в доброй крестьянской семье. Окончив сельскую школу и будучи уже в юном возрасте глубоко религиозным, ушел он скитаться по святым местам, желая найти тихую обитель для уединенной монашеской жизни. Был Петр в разных монастырях, но почти повсюду находил их либо закрытыми, либо в разоренном состоянии и под угрозой закрытия. Посетил он и Саровский монастырь и часто слышал, что есть-де под Казанью Раифская пустынь, которая не закрыта, и которую очень поддерживают крестьяне окрестных сел. Сюда Петр и пришел. Архимандрит Феодосий ласково принял нового послушника и до закрытия святой обители Петр нес различные послушания.
     По закрытию обители юный послушник вновь пустился в странничество, проживая где день, где — два, но в основном — при деревне Бело-Безводной, где часто приходил к иеромонахам Сергию и Иову за наставлениями в духовной жизни и советом, готовился Петр и к принятию монашества. Отсюда ходил Петр в Казань, а позже около 1,5 лет прожил в деревне Чурилино, летом работая в поле, а зимой — когда прирабатывал черными работами, год был голодный, да и «церковникам» работы особенно не предоставляли, а когда и добывая себе хлеб Христовым именем. В начале Филиппова поста 1929 года Петр вернулся в деревню Бело-Безводную. С этого времени он часто посещал монастырь. По поводу своего отношения к положению Церкви в СССР, Петр сказал на допросе: «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение не новость. Его нужно было ждать, так как об этом предсказано в Священном Писании. Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью».
     Многие из арестованных в престольный Раифский праздник могли бы не приехать в тот день в Раифу, ибо большинство из них знали, что власть уже арестовала нескольких монахов и верующих крестьян в деревне Бело-Безводной, но страх Божий превозмог страх человеческий, и никто не покинул святую обитель, хотя все понимали, что для кого-то Святое Причастие в тот праздничный день может стать последним в их земной жизни.
     Следствие продолжалось всего 23 дня, и 20 февраля 1930 года, в день, когда Православная Церковь чтит память 1003 мучеников Никомидийских, заседание Судебной Тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицина) и двух мирян – Василия Гаврилова и Абрамова Степана к высшей мере социальной защиты — расстрелу. Другие иноки и инокини, арестованные в деревне Бело-Безводной и в Раифе, были сосланы в концлагерь и в Севкрай на 5 лет.
     Духовным утешением и укреплением перед принятием мученической смерти было для священномучеников Иосифа, Иова, Варлаама, Антония и мученика Петра то, что Господь сподобил их принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля 1930 года. Священномученика же Сергия терзали еще несколько месяцев, пытками добиваясь от него «признания», где спрятана монастырская ризница, но так ничего и не узнали от него. И 10 августа, в день, когда установлено празднование Смоленской иконе Божией Матери, был казнен и священномученик Сергий.
     Другие раифские монахи тоже пострадали: кто-то был расстрелян, кто-то сослан в концлагерь, кто-то умучен в заключении. Их прославление, верим, еще грядет...

Молитва ко преподобным отцем, новомучеником Раифским
      О преподобнии и богоноснии отцы наши, в Раифской обители мученически пострадавшии, к вам мы, грешнии, труды ваша почитающе, со умилением прибегаем, молитв ваших пред Господем о возрождении и укреплении православия в стране нашей просяще. Вы во обитель Раифскую со смирением вселилися есте, вся красная мира благорассудно оставивше, души и сердца ваша Создателю и Богу нашему принесше. В трудех и покаянии дни и нощи провождасте, молебное пение Пресвятой Богородице Приснодеве Марии ради иконы Ея «Грузинския» совершающе. Попущением же Божиим силы бесовския, в людех велию смуту сотворше, законы Божеския и земныя попраша. Сострадаем вам, преподобнии отцы, яко напасти и обиды от бесами искушенных людий претерпесте и из обители изгнани бысте. Вы же глаголы Спасителевы: «Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное», поминающе, благодарственное пение Ему возношасте. Судии же нечестивыя, диавольскою силою разжженныя, смерти вас, преподобнии иеромонаси Иосифе, Сергие, Варлааме, Иове, Антоние и послушниче Петре, предаша и отай погребоша. Страдания ваша почитающе и яко милостивыя ходатаи за ны вас разумеюще, молим вас прощения грехов наших и грехов родителей наших у Господа испросити, такоже укрепления в исполнении заповедей Божиих, да, исполненнии Духа Святаго, победим козни лукаваго, духа гордости и зла насылающаго на ны. Молите Всевышняго о укреплении страны нашея Российския, благословении на добрая дела властителей ея, мире же и благоденствии всем людем. Аминь.

Молитва иная
      О всехвальнии священнии и добропобеднии мученицы Христовы: Иосифе, Сергие, Антоние, Варлааме, Иове и мучениче Петре, преподобных отцев Синайских и Раифских страстотерпческаго подвига достойные наследницы! Исповеданием Христа дерзновенным и честными страданьми вашими земля Казанская славится и Христова вера утверждается, вы бо обличили есте злобу мира и лукавство ересей, не восхотев покорити себе нечестию: сего ради, яко агнцы, собралися есте на заклание, кротостию и мужеством посрамив безбожников в славный праздник небесных ваших покровителей. Ныне же смиренно молим вас: не отрините нас от своего покрова и заступления, с верою и надеждою притекающих к вам, оградите нас от душепагубных страстей, воюющих на дух, укрепите ны во бранех, воздвизаемых на ны от враг видимых и невидимых, сохраните святую обитель вашу, град сей и православных людей, уповающих на вы, от всякаго злаго обстояния. Вемы, яко много может молитва ваша пред лицем Господа Бога нашего Иисуса Христа и яко недостойны есмы милости Божия, обаче страданий ради ваших Господь Вседержитель да ущедрит и помилует всех нас, в помощь вас призывающих. Аминь.

Тропарь преподобным отцем Иосифу, Сергию, Антонию, Варлааму, Иову и Петру, новомучеником Раифским
Тропарь, глас 4:
      Православия неложнии ревнители и зловредных ересей обличители, пустыни Раифския новомученицы святии, пред богоборцы Христа исповедали есте. Пред Престолом Божиим с преподобными отцами ныне предстоя, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
      Горняго ради премирнаго жития, дольняя отвергли и в пустынь вселилися есте, святии Раифския преподобномученицы, небесных покровителей своея обители сопричастницы. Православия нелицимернаго держалися есте, ереси лукавыя и расколы обличив: сего ради сподоби вас Господь в Благовещения день венцев нетленных.

Величание
      Величаем вас, преподобнии новомученицы Иосифе, Сергие, Антоние, Варлааме, Иове и Петре, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

     Прим.
  • 1 Т.е. чудотворная Грузинская икона Божией Матери находилась не в храме, ибо тот был осквернен и разграблен, а в келии, братия таким образом сберегала монастырскую святыню от поругания.^
  • 2 В число братии входило: игумен, 11 иеромонахов и 1 священник, 7 иеродиаконов, 44 послушника и 6 рабочих.^
  • 3 Кирилл (Смирнов Константин Иларионович; 1863—20.11.1937), митрополит, священномученик. Епископ Гдовский, викарий С.-Петербургской епархии (1904). С 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий. Архиепископ (1913). С 1920 г. митр. Казанский и Свияжский. В мае 1920 г. включен в состав Св. Синода. Арестован в авг. 1922 г., сослан в Красноярский край. По завещ. распоряжению Св. Патриарха Тихона назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. После выхода декларации 1927 г. находился в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому); уволен от управления Казанской епархией С 1934 г. в ссылке. Расстрелян под Чимкентом. Память 7/20 ноября.^
  • 4 Митрополит Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич; 20.08.1880, г. Ковель Волынской губ., в семье чиновника — 23.01.1938, пос. Кылтово Коми обл.) сщмч. В 1903 году принял монашеский постриг, иеромонах. КДА. Магистр богословия (1911). Архимандрит (29.08.1911). Ректор КазДА (30.05.1913). С 29.06.1913 года епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Арестован 26.03.1921 года, приговорен к 1 году принудительных работ. С 28.02.1922 г. епископ Самарский. Арестован 24.02.1923 года. Архиепископ. В 1923 – 1927 годах в ссылке в Красноводске. С 1927 года постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода. С 1928 года архиепископ Одесский. Митрополит (21.10.1932). Арестован 10.08.1936 года, приговорен к 5 годам заключения в Ухтпечлаг. Скончался в лагерной больнице. Память 10/23 января.^
  • 5 Епископ Иоасаф (Удалов Иван иванович; 1886 – 1937). С 1920 года епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии. С 1922 года епископ Чистопольский, викарий тойже епархии. В 1924 году арестован, освобожден под подписку о невыезде из Москвы, проживал в Даниловом монастыре. Арестован 19.11.1925 г., приговорен к 3 годам ссылки в Зырянский край. С 1932 года заключен в Сиблаг. Расстрелян. Память 19 ноября/2 декабря.^
  • 6 Афанасий (Малинин Александр Антонович 1884 — 1939), архиепископ Саратовский и Петровский. Духовный писатель. Родился 6.03.1884 г. Окончил ДС и в 1908 г КазДА со степенью кандидата богословия и званием магистранта. 21.10.1909 г. постриг, 25.10 иеродиакон, 28.10 иеромонах. В 1916 г. архимандрит, настоятель Иоанно-Предтеченского м-ря г. Казани, с оставлением на службе при духовной академии. 21.02.1918 г. уволен по болезни, от должности настоятеля Предтеченского м-ря. С 20.11.1920 г. епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии. С 12.01.1923 г. председатель епархиальной предсоборной комиссии. С 3.09.1923 г по 04.1926 г. епископ Спасский, викарий Казанской епархии, затем епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии (вторично). С 24.04.1929 г. архиепископ. В мае 1929 г. отказался подписать письмо митрополита Кирилла. С 1930 г. архиепископ Казанский и Свияжский. С 23.03.1933 г. архиепископ Ташкентский. Пробыл в Ташкенте несколько месяцев, по другим данным не был вовсе. С 11.08 архиепископ Саратовский. 30.09.1935 г. уволен на покой. Арестован и сослан, скончался 27.05.1939 г. в ссылке.^
  • 7 Тихон (Белавин Василий Иванович; родился 19.01.1865, с. Клин Торопецкого уезда Псковской губ., в семье священника — 25.03/7.04.1925, Москва), Патриарх Московский и всея Руси, священноисповедник. Торопецкое ДУ, Псковская ДС (1878-1883), Санкт-Петербургская ДА (1884-1888), принял монашеский постриг (14.12.1891). Инспектор Холмской ДС (1892); ректор Казанской ДС; архимандрит. Епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии (19.10.1897). Епископ Алеутский и Аляскинский (1898); архиепископ (1905). Архиепископ Ярославский и Ростовский (1907—1913); архиепископ Литовский и Виленский (1914); митрополит Московский и Коломенский (1917). Патриарх Московский и всея Руси (1917). Арестован, находился в заключении (апр. 1922 — июнь 1923). В начале 1925 г. помещен в частную лечебницу Бакуниных. Скончался в больнице в день праздника Благовещения. Память 26 сентября/9 октября, 9/22 февраля (обретение мощей), 25 марта/7 апреля (день преставления) и 5/18 ноября^
  • 8 Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич; 1844—1922) митрополит Томский. Родился 22.09.1844 г. в с. Брынь Калужской епархии. Закончил Калужское ДУ и МДА. В 1872 г. смотритель Мещовского ДУ Калужской епархии. С 16.10.1873 г. преподаватель Вифанской ДС. С 6.11.1876 г магистр богословия. 12.08.1886 г. постриг, 17.08. иеромонах. 01.10 архимандрит, ректор Вифанской ДС. С 28.04.1891 г. еп. Балахнинский, вик. Нижегородской епархии. С 29.09.1892 г. еп. Уманский, вик. Киевской епархии. С 16.01.1893 г еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии. С 26.01.1898 г. еп. Кишиневский и Хотинский. С 12.08.1904 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, почетный член Киевской ДА. В 1906 г. член Предсоборного Присутствия, председатель 3-го отдела о реформе церковного суда. С 25.01.1907 г. архиеп. Симбирский и Сызранский. С 10.12.1910 г. архиеп. Казанский и Свияжский. Часто выступал с речами и проповедями, но практически не ездил по епархии. С 29.09.1912 г. почетный член Московской и Казанской ДА. 5.10.1916 г. награжден бриллиантовым крестом на клобук. Участник Всероссийского Церковного Собора 1917 г. в Москве, на котором Патриархом Тихоном возведен в сан митрополита. С конца 1919 г. временно управляющий Томской епархией. С марта 1920 г. митрополит Томский, в начале 1921 г. уволен на покой и назначен настоятелем Симонова м-ря в Москве. В марте 1922 г. арестован, несколько дней провел в тюрьме, но скоро был отпущен. Скончался после перенесенной тяжелой операции в Томске в 1922 г.^
  • 9 Амвросий (Гудко Василий Иванович; 1867— 1918), епископ Сарапульский и Елабужский. Родился 28.12.1867 г. в посаде Пыжовцах, Люблинской губ., от родителей униатов. В 1875 г. вместе с родителями присоединился к РПЦ. Окончил Холмскую ДС и в 1889 г. поступил в СПДА, в 1891 г. постриг, с 30.05.1893 г иеромонах. В 1893 г. окончил академию со званием кандидата богословия, назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 г. С 1897 г. начальник новосозданной Корейской Духовной Миссии, архимандрит. В 1899 г отозван в Санкт-Петербург, назначен смотрителем Донского ДУ в Москве. С 1901 г. ректор Волынской ДС. С 30.04.1904 г. еп. Кременецкий, вик. Волынской епархии. С 27.02.1909 г. еп. Балтский, вик. Подольской епархии. С 14.02.1914 г. еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. С 5.10.1916 г. еп. Сарапульский и Елабужский, вик. Вятской епархии. Отлучил от Св. Причастия сарапульских либеральных деятелей Михеля (попечителя Николаевского церковно-приходского училища) и Полякова. Считался сторонником активной проповеди христианства среди татарского населения. Выступал с антиалкогольными проповедями, для борьбы с пьянством с его благословения были учреждены уездные братства в Сарапуле и Елабуге. 18.03.1917 г. уволен на покой с назначением управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Богородицким м-рем Казанской епархии. Пользовался авторитетом среди жителей Свияжска и окрестных деревень. В марте 1918 г. предан суду Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях» — оправдан. В июне 1918 г. арестован, через несколько дней освобожден, вернулся в Свияжск. 8.08.1918 г. арестован красноармейцами, прибывшими в м-рь, чтобы реквизировать хлебные запасы. На следующий день расстрелян. По рассказам очевидцев, епископ стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока для него рыли неглубокую могилу. В 2000 г. причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских. Память 27 июля/9 августа.^


  • Житие и образ прп. новомучеников позаимствованы на официальном сайте
    Раифского Богородицкого мужского монастыря www.raifa.ru


    Православный календарь

    Август 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 31 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.