Вход

Изображения в галерее

508.jpg
611.jpg
812_63.jpg

Священномученик Стефан (Луканин)


     Священномученик Стефан Луканин родился в 1845 году1 в семье пономаря Василия Луканина. После окончания Пермской Духовной семинарии он женился и был рукоположен в сан диакона, а через пять лет, в 1869 году, — во иерея. Отец Стефан был направлен на служение в село Волковское Камышловского уезда2, а в 1888 году переведен в Свято-Николаевскую церковь села Куровского того же уезда. Одновременно с совершением священнического служения он был назначен следователем по 4-му округу Камышловского уезда, что свидетельствовало о доверии и уважении к нему духовного начальства. В 1896 году он по собственному прошению был перемещен к церкви во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Сосьвинского завода Верхотурского уезда.
     Один из самых молодых на Урале, этот завод был основан неким иностранцем фон Талем в 1880 году на месте впадения реки Ольта в Сосьву. В заводском поселке была построена часовня. Уже в 1882 году заботами управителя А. В. Никитина она была преобразована в церковь и освящена во имя Святого Князя Александра Невского. В то время, когда отец Стефан служил в Сосьвинском заводе, там произошел большой пожар, деревянное здание церкви сгорело, и службы пришлось совершать в перестроенном под церковь бараке.
     С 1898 года местом служения батюшки стала Богородичная церковь села Кабанского Шадринского уезда. Прослужив в ней до 1901 года, он был переведен к Покровской церкви Колчеданской Покровской женской общины, расположенной на левом берегу реки Исети, приблизительно в шестидесяти девяти километрах от Камышлова. Община была основана в 1805 году по инициативе благочестивой жительницы поселка Татьяны Титовой, в 1865 году Высочайше утверждена, а вскоре после перехода в нее отца Стефана получила статус монастыря.
     Кроме священнического служения, отец Стефан занимался преподавательской деятельностью, и в 1904 году за «25-летние труды по народному образованию» его наградили орденом Святой Анны III степени. К тому времени за свое усердное служение он уже удостоился и другой церковной награды — камилавки. В 1913 году он был награжден также наперсным крестом.
     В 1907 году отец Стефан последовательно служил в Свято-Троицкой церкви села Топорищевского Шадринского уезда и в приписной Иоанно-Златоустовской церкви деревни Водолазовой. В это время батюшке пришлось пережить тяжелое искушение. 10 сентября 1907 года псаломщик Иоанно-Златоустовской церкви Василий Коровин подал Преосвященному Владимиру3, архиепископу Екатеринбургскому и Ирбитскому, жалобу на отца Стефана. Он обвинял его в небрежном отношении к Святым Дарам и вообще к совершению Божественной литургии, а также в присвоении денег, пожертвованных в местный Комитет по постройке храма. Следствие продолжалось почти целый год. После опроса свидетелей и тщательного рассмотрения дела в Духовной консистории все эти обвинения признали ложными, отец Стефан был полностью оправдан. Кроме того, в указе Духовной консистории от 23 сентября 1908 года говорилось о «неблагоповедении» и нетрезвости самого Василия Коровина: в то время на него в консистории было заведено следственное дело. Вместе с тем в указе содержалась и высокая оценка отца Стефана: «поведением аттестован отлично-хорошим, судим и штрафован не был». Несмотря на столь благополучный исход дела, для отца Стефана это расследование было связано с тяжелыми переживаниями: как сам он говорил на следствии, донос этот явился для него полной неожиданностью и он в течение некоторого времени даже не мог прийти в себя.
     Из Иоанно-Златоустовской церкви отец Стефан был переведен священником к Александро-Невскому храму Нижнего Тагила, а в 1915 году он служил уже в Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда4. Приход храма был значительным — более семи тысяч человек, отчего по штату в Сретенской церкви было положено два священника, диакон и два псаломщика. Этот храм стал последним местом служения отца Стефана.
     В том же, 1915, году «за 50-летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией» батюшка удостоился высокой награды: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального обер-прокурора, согласно определению Святейшего Синода, во 2-й день апреля... в Царском Селе, Всемилостивейше соизволил... на причисление к ордену Святого Владимира IV степени».
     После Октябрьского переворота 1917 года жители Камышловского уезда вначале относились к новой власти спокойно, не предполагая, к каким последствиям приведет появление в уезде красных отрядов. Ситуация изменилась с образованием в июле 1918 года 1-го Крестьянского коммунистического полка 3-й армии РККА (Рабоче-Крестьянской Красной армии), позднее получившего наименование полка Красных орлов и прославившегося своими зверствами. Даже знаменитый пролетарский писатель, бывший выпускник Пермской Духовной семинарии П. П. Бажов признавал, что «методы ведения боев полком Красных орлов были... чаще всего тяжелы». В состав этого печально известного полка вошли крестьяне-бедняки Катайской волости и рабочие городов Каменска и Камышлова, было в нем и много иностранных наемников, особенно из Китая.
     С особенной жестокостью красные расправлялись с более-менее состоятельными людьми и с духовенством, причем в первую очередь именно с теми священниками, которые пользовались уважением среди населения и отличались усердием в исполнении своего служения.
     Так было и в селе Колчеданском. 10/23 июля5 1918 года красноармейцы арестовали священнослужителей Сретенского храма: священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегму и Нестора Гудзовского6, причем у отца Стефана перед арестом под видом обыска разграбили квартиру. Псаломщика этой церкви красные отправили на окопные работы.
     Арестованных повезли по направлению к станции Синарская, близ которой они и приняли мученическую смерть от рук бойцов 1-го Крестьянского коммунистического полка. Перед гибелью они претерпели страшные мучения: так, 74- летнему отцу Стефану красноармейцы нанесли множество штыковых ран, волосы его были частью выдерганы, частью опалены, «левая рука отесана острым оружием». Вместе со священнослужителями красные замучили неизвестную женщину: у нее была отрезана грудь. После всех этих зверств мучеников убили.
     Уже на следующий день, 11/24 июля, станцию Синарская заняли белые — группа войск Народной армии под командованием подполковника Д. Н. Панкова. Вскоре тела мучеников были найдены в лесу недалеко от этой станции, и 17/30 июля 1918 года священники из села Водолазовского отпели невинных страдальцев. Мучеников похоронили у церкви в селе Колчеданском.
     В газете «Сибирский вестник» позже писали об этом страшном убийстве, что такие расправы над невинными людьми нередко совершала «советская власть, в своем ослеплении дошедшая до геркулесовых столбов изуверской жестокости...».
     29 августа/11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в городе Шадринске прошел «Вечер скорби» в память о невинно погибших от рук красных. По приглашению духовенства города Шадринска в этом вечере принял участие Преосвященный Григорий7, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, посещавший в эти дни места страданий и смерти убиенных. Побывал он и в Колчеданском, где молитвенно почтил память страдальцев за веру. Описание этой поездки было опубликовано в «Известиях Екатеринбургской Церкви».
     Священномученик Стефан Луканин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года.8

     Прим.
  • 1 Возможно, в 1844 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.^
  • 2 В Камышловском уезде существовало два села Волковских, и в обоих имелись действующие церкви: в честь Тихвинской Иконы Божией Матери и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сказать точно, в каком именно из этих двух храмов совершал свое служение отец Стефан, пока не представляется возможным.^
  • 3 Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 – 1931 г.) архиепископ. Епископ (1887). С 1891 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии. С 1896 г. епископ Оренбургский и Уральский. В 1910 г. уволен на покой; настоятель Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1921 г. назначен архиепископом Екатеринославским, на кафедру не поехал. В 1926 г. перешел в григорианский раскол.^
  • 4 Трехпрестольный каменный храм в честь Сретения Господня был заложен в Колчеданском в 1825 году. Правый придел его во имя Святителя Николая Чудотворца освятили в 1879 году, левый — в честь Апостолов Петра и Павла — в 1882-м.^
  • 5 Дата приводится на основании данных Помянника и документов из фонда Екатеринбургского губернского комитета РКП(б), находящихся на хранении в ЦДООСО (Ф. 76. On. 1. Д. 780. Л. 126). Согласно же записям, сделанным в метрической книге Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда, это случилось 9/22 июля 1918 года (ГАСО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 375. Л. 280 об., 281).^
  • 6 Священномученики Георгий Бегма (1875 – 1918) и Нестор Гудзовский (1888 – 1918). Память их в этот же день 10/23 июля.^
  • 7 Григорий (Яцковский Гавриил; 1866—1932), архиепископ. Епископ (1908). С 1917 г. епископ Екатеринбургский. Архиепископ (1922). Организатор раскола (дек. 1925), названного по его имени «григорианским». Запрещен в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским). Именовал себя «Блаженнейшим митрополитом». Умер вне общения с РПЦ.^
  • 8 Использованы материалы: ГАСО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 375; Оп. 4. Д. 241; Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854; ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.
    Кручинин А. М. Падение красного Екатеринбурга: военно-исторический очерк о событиях на Среднем Урале и в Зауралье с 13 июля по 12 августа 1918 года. Екатеринбург, 2005.
    Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1888. №41; 1895. №13-16; 1896. №3, 15; 1898. №8- 9; 1901. №3; 1904. №10; 1907. №14, 19. 1915. №17.
    Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: материалы 1999 г.
    Лавринов В., протоиер. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. ун-та, 2001.
    Шестернина Н. Г. Каменск. 1917-1950-е годы. Книга памяти. Каменск-Уральский, 2006. Т. I.
    Дублённых В. В. П. П. Бажов как историк // Летописцы родного края. Свердловск, 1990.
    Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.
    Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
    ЦГИА РБ. НСБ. Газетный фонд. Оп. 3. Ед. хр. 46.
    Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 16.
    Сибирский вестник. 1918. 19 сент. (№ 26).^


  • Екатеринбургский патерик

    Православный календарь

    Август 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    31 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.