Вход

Изображения в галерее

827_45.jpg
812_52.jpg
822_420.jpg

О чудотворной иконе Смоленской Богоматери Седмиезерской



     В 17 верстах от города Казани есть Седмиезерная Богородицкая пустынь Казанской епархии. Так она называется потому, что была окружена семью маленькими озерками, которые потом соединились в одно большое озеро. Основал эту пустынь один благочестивый инок Евфимий.
     Евфимий родился от благочестивых православных родителей в городе Устюг и здесь провел свое детство. Когда он достиг совершеннолетия, полюбя уединенную жизнь, удалился в один из монастырей, бывших в окрестностях Устюга и постригся в монашество. Здесь Евфимий окончил бы свою жизнь, если бы не обстоятельство, которое его вызвало в другую страну, на другое служение. По смерти отца, его родной брат, неизвестно почему, пожелал переселиться в Казань. Евфимий, горячо любивший брата, хотя и не хотелось ему покидать родину, последовал за ним в Казань.
     В это время в Казани митрополитом был Матфий, третий митрополит Казанский. Прибыв в Казань, брат Евфимия занялся домашними делами, а Евфимий начал искать пустыню. Много ему указывали пустынь в окрестностях Казани; но он выбрал Седмиезерную. Это было дикое и уединенное место; но этого-то и желал благочестивый инок. Евфимий удалился в пустыню. В первую ночь его прибытия, когда он лег немного отдохнуть от трудов, во сне увидел огненный столп, восходящий на небо. Евфимий счел это видение за хорошее предзнаменование. На другой день на том месте, где спал, он поставил крест и недалеко от него келию. Но этому месту еще было нужно очиститься от мерзостей язычества, чтобы быть достойным обиталищем истинного Бога.
     Там, где теперь находятся святые ворота Седмиезерной пустыни, стоял большой и толстый дуб, к которому каждый год собирались недалеко жившие черемисы для приношения жертв. Подле этого священного для них дерева они закалывали коней и волов и на нем вешали их кожи для умилостивления божества. Евфимий, хотя и сильно скорбел, что избранное им место осквернилось язычниками, но, твердо веря, что Господь Сам очистит его, не изыскивал средств для очищения. И Господь сделал по вере инока. Однажды молния до основания разрушила дуб, к которому собирались черемисы, с этим прекратилось и идолопослушание. Евфимий, возблагодарив Господа, продолжал с прежнею ревностию работать на месте им избранном. Вскоре слух о благочестивом иноке, посвятившему свою жизнь на служение Богу, стал привлекать сюда и других пустыннолюбцев.
     Евфимий с радостью принимал приходивших в пустыню. Из первых братии, поселившихся с Евфимием, известны: иеромонах Порфирий и три монаха: Феодосий, Трифиллий, Гурий. Через некоторое время сюда собралось много и других иноков. В это время Митрополит Матфий взял Евфвимия в архиерейский дом. Но, живя в городе, благочестивый инок по-прежнему духом оставался в любимой им пустыне и по-прежнему был начальником братства и попечителем. Он, по желанию своей братии, выпросил благословение у Митрополита Матфия на строение здесь храма и учреждение обители. Гурий и Иона, два инока, собрали в Казани 12 кг серебра и на эти деньги начали строить в пустыне первую церковь во имя Вознесения Господня и во имя мученика Иоанна Белоградского. Храм выстроили, украсили иконами, освятили, выстроили келии для иноков и обнесли оградою. Все строение было деревянное.
     Не богата была эта обитель деньгами, но уже имела драгоценнейшее сокровище, которое навсегда останется лучшим украшением обители. Это был чудотворный образ Смоленской Божьей Матери, принесенный Евфимием из Устюга. Этим образом, который прославился чудесами еще на родине Евфимия, благословил благочестивый инок свою новую обитель. С торжеством жители Казани провожали икону Богоматери в пустыню, они как будто угадывали, что скоро наступит время, когда только через нее спасется город от гибели. Все казанское духовенство собралось в кафедральном соборе. Митрополит Матфий сам служил молебен, после молебна, преклонив свою голову под икону Богоматери, произнес следующую пророческую молитву: «Ты отходишь от нас, Госпоже наша! Благослови пустыню, в которую идешь Ты и спаси обитающия в ней. Но с ними призирай и нас милостивно, ибо вся страна наша во имени Твоем Владычице!» Много народа провожали икону в пустыню. Братия Седмиезерной обители с радостию встретили ее и поставили в новоустроенном храме Вознесения. С этих пор в Седмиезерную пустынь стало приходить множество богомольцев на поклонение чудотворному образу. Много было пожертвований.
     Некто Иоанн Черник, казанский купец, истратил все свое имение на устройство обители. С помощью благочестивых людей пустыня скоро сделалась богата и имела возможность построить новые здания. С благословения Митрополита Матфия был выстроен новый каменный храм Вознесения, на месте деревянного, с приделами во имя Богоматери и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Когда храм был окончен, его освятил Митрополит Симон, преемник Митрополита Матфия, который не дождался окончания, умерев в 1646 году. Новый Митрополит Казанский Корнилий, начавший управлять казанскою паствою в 1650 году, обратил особенное внимание на Седмиезерную пустынь. Он устроил игуменство, послав в пустыню в 1652 году первого игумена Дионисия из Зилантова монастыря, которому для благословения обители дал пастырский жезл святого Гурия.
     При этом митрополите Господь прогневался на русских. В 1654 году в июне появилась страшная язва. Сначала она появилась в Москве, в которую была занесена греками из Царьграда, потом начала свирепствовать по многим селам и городам. В Москве с 1-го июня по 12 декабря умерло более 400 000 человек. Народ в ужасе разбежался по лесам и пустыням. Вследствие болезни во многих монастырях и церквах не было службы, дома опустели, торговля прекратилась. Мертвые тела валялись по улицам без погребения, съедаемые собаками. Некому было утешить умирающих, поддержать живых. Царь был на войне против польского короля Казимира; его семейство с патриархом Никоном уехало в Калязин монастырь Тверской епархии. Язва из Москвы быстро переходила в другие города. В июне она появилась в городах, лежащих на берегах Волги, в Ярославле, Костроме, Нижнем и других, в иных истребила много народа, а иные совсем опустошила; наконец появилась в Казани и начала здесь свирепствовать с такою же силою. В короткое время она истребила до 48 000 — почти всех жителей Казани. Народ был в ужасе и печали.
     Казанский митрополит Корнилий тогда был вместе с царем под Смоленском в походе против поляков. Воеводы, управлявшие Казанью, — боярин Михаил Михайлович Салтыков и стольник Иван Яковлевич Котловсий, — употребляли все силы, чтобы прекратить заразу, но безуспешно. Видя, что ничто не помогает, народ пришел в отчаяние, правители упали духом. Много придумывали средств; некоторые даже прибегали к чарам, к татарским волшебницам — ничто не помогало. Испробовав все, наконец обратились к Тому, к Кому каждый христианин должен прежде всего обращаться всегда, а особенно в несчастиях — к Господу... Прибывший из Москвы в Казань для поклонения чудотворному образу Казанской Божьей Матери, Василий Шорин посоветовал казанским градоначальникам, чтобы утешить и ободрить народ, принести из Седмиезерной пустыни чудотворный образ Смоленской Божьей Матери, который жители Казани очень уважали. За иконою послали игумена Предтечева Казанского монастыря, Пахомия, который с соборным духовенством и в сопровождении множества народа 24 -го июня отправился в Седмиезерную пустынь. Здесь в этот день отслужили всенощную, на другой день после литургии подняли икону.
     В это время в Казани, в монастыре Казанской Пресвятой Богородицы, жила одна благочестивая инокиня Мавра, бывшая супруга казанского дворянина Ивана Васильевича Хохлова. Когда она накануне 25-го июня ночью после усердной молитвы Богоматери о спасении города легла отдохнуть, пред нею явился старец, украшенный сединами в архиерейской одежде, Николай чудотворец, как думала инокиня. Он вошел в ее келию, и келия наполнилась сиянием от его лица, поднял он ее за руку с постели, сказав: «Что спишь, жено? Отправляйся к Патрикееву (этот дьяк был прислан в Казань для описания земель с дворянином Симеоном Волынским). Пусть он, Михаило, скажет держащим воеводство в городе, чтоб они заповедали всем христианам, живущим в Казани, с женами и детьми поститься неделю, раскаяться в грехах своих и призывать Бога и Его Пречистую Матерь». Сказав это, явившийся муж скрылся. Инокиня, в страхе проснувшись, не могла тотчас рассказать о своем видении, потому что была еще ночь. На другой день после утрени, по забывчивости или усталости, она не исполнила повеленное, но придя в келию и помолившись, легла немного отдохнуть. Опять ей явился старец и с гневом сказал ей: «Спать ли следовало тебе, Мавра? Или не знаешь, что град может погибнуть от лютой язвы? Встань же скорее и иди к тому, кого я указал тебе, и скажи ему: некто в мимошедшую ночь дважды являлся мне и сказал, что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь, ради молитв Пречистой Матери Своей, хочет показать милость над градом сим».
     В ужасе проснулась инокиня и поспешила тотчас рассказать виденное самим градоначальникам. Едва жители Казани узнали об этом видении, подняли чудотворный образ Казанской Богоматери, кресты, иконы; все, даже дети и старики, пошли на встречу Заступнице и встретили Ее за две версты от Казани на том месте, где Кизический монастырь. Здесь в память этого сретения, в тот же день устроили часовню и крест, а потом основали и монастырь.
     Икону Богоматери внесли в Казань через Воскресенские ворота, обнесли кругом каменного города и поставили в Благовещенском соборе. Все это время звонили в колокола по всей Казани. Как только поставили иконы в храме, язва стала утихать, а мрачные облака, ходившие над городом, рассеялись; засветило солнце. Народ ободрился и во множестве приходил в Благовещенский собор воздать благодарение Богоматери. Вечером отслужили всенощную. На другой день после обхода, «яко преграда некая, — говорит летописец, — ста сюду и обоюду от гнева Божия». Потом жители Казани начали обносить икону Богоматери и по домам, и язва везде исчезала, где являлась святая икона Богоматери. Когда икону обнесли по всем домам, язва совершенно прекратилась в Казани.
     Семь дней в городе пробыла святая икона. Когда язва прекратилась, иноки Седмиезерной пустыни просили возвратить им чудотворную икону. Жители Казани все собрались в храм, чтобы проводить свою Заступницу. Но когда после всенощной стали поднимать образ, вдруг поднялась ужасная буря, настала темнота, пошел дождь и снег. Вследствие темноты и бури нельзя было выйти. Это чудо повторялось три раза, градоначальники и народ поняли, что Божия Матерь не хочет оставить город и решили оставить в Казани Ее чудотворный образ. В 1654 году летом прибывший в Казань Митрополит Корнилий одобрил намерение граждан и оставил икону Богоматери в Казани на год.
     В 1655 году, возвратившись с Московского собора об исправлении церковных книг, на который вызвали митрополита по прибытии в Казань из Литовского похода, святитель проводил святую икону в Седмиезерную пустынь. Весь 1655 год в Казани не было язвы; Митрополит Корнилий велел приступить в Седмиезерной пустыни к построению нового храма во имя чудотворного образа Смоленской Богоматери.
     В 1656 году 25 июня язва опять появилась в Казани и начала свирепствовать еще с большею силою; то же повторилось и в следующем году. Но в эти тяжкие времена спасла город от гибели чудотворная икона Богоматери Смоленской, принесенная из Седмиезерной пустыни. Митрополит Лаврентий, преемник Корнилия, видя милость Богоматери к Казани, по освящении храма в Седмиезерной пустыни во имя Ее, начатого еще при Корнилий, установил навсегда каждый год приносить икону Смоленской Божией Матери в Казань 25-го июня в воспоминание бывшего от язвы избавления.
     Когда к 1771 году моровая язва, распространяясь из Москвы по приволжским городам и селениям, свирепствовала уже около Казани и появилась в самом городе, жители Казани с усердной молитвой обратились к своей Заступнице — Богородице, Которая несколько раз спасала город. С согласия градоначальников спросили у преосвященного митрополита Вениамина, который тогда был еще архиепископом, позволения принести чудотворную икону Богоматери в Казань. Когда икону принесли и обнесли около города и по домам, язва не только в Казани, но и в близлежащих местах скоро прекратилась.
     Много благодеяний явила Пресвятая Владычица в разное время городу Казани чрез свою чудотворную икону, находящуюся в Седмиезерной обители! Невозможно описать все бесчисленные благодеяния, которые изливала Царица Небесная и постоянно изливает на всех обращающихся к Ней с верою, но нельзя умолчать об одном из них, которое тем замечательно, что засвидетельствовано тем, кто его получил. Это чудо совершилось в 1804 году 25-го января и записано игуменом Товиею, который тогда был управляющим Седмиезерною пустынею.
     «Города Казани г. комендант его превосходительство генерал и кавалер Стефан Николаевич Кастеллий немалое время чувствовал в ногах своих столь великую боль, что не мог ступать на них без помощи четырех человек, и так как не находил уже более никаких средств к излечению себя, то прибегнул с усердием и твердою по Боге верою к Божией Матери, ибо слышал от многих честных граждан казанских (сам он был иностранец), что при образе Божией Матери, именуемой Смоленскою, разными недугами одержимые получают исцеление, если только приходят к нему с твердою верою и надеждою, и что этот чудотворный образ находится в Седмиезерной пустыни, в 18-ти верстах от Казани. А поелику его превосходительство, будучи комендантом города, без особливого монаршего дозволения не смел сам оставить города, то и просил письменно у Его Императорского Величества дозволения отлучиться из города в Седмиезерную пустынь. По получении разрешения, 1804 года 24 января, во время вечерней службы, он прибыл в пустынь, и четырьмя человеками был введен, или, лучше сказать, внесен в церковь. Здесь с достодолжным поклонением облобызал он святую и чудотворную икону Богоматери с Предвечным Младенцем, потом опять четырьмя человеками был выведен из церкви в приготовленный для него покой, в котором и переночевал. С вечера, по предложению настоятеля пустыни, он приказал принести себе елея из лампады, деннонощно горящей пред чудотворным образом, и вымазал ноги, от чего вскоре почувствовал уменьшение боли в ногах. На другой день, по выслушании утрени, литургии и акафиста (во время которого он стоял, поддерживаемый только двумя человеками), он возвратился в свой покой, будучи в состоянии ступать гораздо легче и тверже прежнего, и, пригласив к себе настоятеля, объявил ему, а потом и братии, что он помощью и молитвами Божиею Матери в левой ноге не чувствует никакой боли, а чувствует только небольшую боль в икре правой ноги, и что теперь он может, без помощи других, стоять на ногах и ими переступать, а потом через несколько дней и совершенно от болезни освободился. Сие истинное чудо его превосходительство своею рукою подписует: Яко сие означение есть истинное, в том свидетельствую Казанский комендант генерал-майор и кавалер Кастеллий».

Православный календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

События календаря

Нет событий

Обсуждение на форуме


Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.