Вход

Изображения в галерее

514.jpg
836_53.jpg
838_12.jpg

Священномученик Владимир (Сергеев)


      Священномученик Владимир Сергеев родился 3 июля 1867 года в селе Далматовском Шадринского уезда. После окончания Пермской Духовной семинарии по первому разряду он с 20 июня 1890 года стал исполнять обязанность надзирателя за учениками Екатеринбургского Духовного училища. Вскоре Владимир Михайлович был рукоположен во иерея и получил свое первое назначение. Его, по собственному прошению, определили на священническую вакансию при Николаевской церкви села Далматовского. В мае 1893 года указом Пермской Духовной консистории отца Владимира назначили вторым следователем по 3-му благочинническому округу Шадринского уезда. В этой должности он состоял до января 1899 года. В обязанности следователя входило проведение расследований по проступкам лиц духовного звания, что требовало от батюшки рассудительности и большой ответственности.
     У отца Владимира была дружная семья. Матушку звали Лидия Владимировна, троих детей — Ольга, Димитрий, Мария. В 1893 году отец Владимир и матушка Лидия пережили большую скорбь: 25 ноября сразу же после рождения умер их сын — его не успели даже окрестить. В таких случаях в метрическую книгу младенец записывался как мертворожденный.
     В 1899 году отец Владимир стал законоучителем в Далматовском второклассном монастырском училище1. Когда епископ Христофор (Смирнов)2 посетил монастырское училище, побывал на экзаменах, то был весьма удовлетворен ответами учащихся по Закону Божьему. Отцу Владимиру как учителю, чьи воспитанники показали хорошее знание предмета, было преподано Архипастырское благословение. За усердное отношение к своим обязанностям в 1902 году он снова удостоился Архипастырского благословения, к 1904-му он уже имел скуфью, а к 1915-му — камилавку.
     Кроме того, отца Владимира определили законоучителем в четырехклассное училище, открытое в Далматовском в 1909 году. Принимали в училище как мальчиков, так и девочек, первоначально обучение было бесплатным. Все воспитанники были из Далматовского и окрестных селений, принадлежали к разным сословиям. Беднейшим учащимся оказывалась материальная помощь. Кроме общеобразовательных предметов, девочки обучались рукоделию, а мальчики — различным ремеслам. У отца Владимира была большая учебная нагрузка, уроки шли ежедневно. Ученики любили своего законоучителя, старательно исполняли задания, которые он им поручал. Уроженец села Далматовского Яков Иванович Зайков, учившийся в Далматовском училище, вспоминая об отце Владимире, рассказывал:
     «Уже в третьем классе отец Владимир как-то подозвал меня:
     — Яша, завтра, перед началом занятий, для учеников вашей и второклассной школы будешь читать Псалтирь.
     В зале второклассного училища стояла кафедра. По причине малого роста для меня был поставлен стул, встать на который мне помог (воспитатель. — Сост.) Иван Петрович. Мое старание священник оценил на уроке Закона Божьего. Подавая мне пятак, он сказал:
     — Вот это тебе, Яша, за отличное исполнение моего задания».
     А накануне Рождества Яков уже излагал для учащихся своего класса перевод текстов со старославянского языка на современный русский. Окончил школу Яков на «отлично» по всем предметам. Отец Владимир советовал Якову продолжать обучение, считая его способным учеником. Через год он вспомнил о своем ученике, пригласил его к себе на квартиру, угостил конфетами и поинтересовался, собирается ли Яков продолжить обучение. К сожалению, учиться дальше Яков не мог, так как после смерти отца ему пришлось вести домашнее хозяйство. Этот случай ясно показывает, с каким теплом и искренним участием относился отец Владимир к своим ученикам.
     С июля 1909 года отец Владимир стал исполнять еще и обязанности духовного следователя по 3-му округу Шадринского уезда. Несмотря на то что у батюшки было совсем немного свободного времени, он всегда отзывался на просьбы прихожан исполнить ту или иную требу, часто служил молебны с акафистами на пашнях и в сельских домах. Состоятельные жители села почти каждое более или менее серьезное дело начинали с молебна. Например, в 1910-х годах по приглашению крестьянина Егора Ивановича Грязнова отец Владимир служил молебен перед закладкой дома, который сохранился до настоящего времени.
     Часто в селе совершались крестные ходы. По желанию и ходатайству крестьянского общества «в отвращение бед и напастей... на будущее время» ежегодно в селе Далматовском 24 июня, в день празднования рождества Иоанна Предтечи, совершался крестный ход. Он начинался у Николаевской церкви, шел по селу к реке Исети. В определенных местах крестный ход останавливался, и служились молебны с акафистами. У реки священнослужители заходили на специально приготовленный для них плот, обставленный свежесрубленными березками, освящали воду в реке. Крестный ход завершался только к вечеру. Часто совершались крестные ходы на поля крестьян для служения, например, молебна о ниспослании дождя. Считалось за правило, чтобы хотя бы один житель от каждого дома обязательно участвовал в таком молебне. Нередко после такого крестного хода действительно шел дождь.
     Но, несмотря на ревность таких пастырей, как отец Владимир, в народе перед революцией ощущалось явное оскудение веры, началось массовое отпадение от Церкви. Это явление характерно было для всей России. На страницах прессы накануне Первой мировой войны стали появляться статьи, в которых о всеобщем охлаждении к вере говорилось как об очевидном факте. В 1912 году был опубликован художественный очерк с весьма характерным названием «Без огня», где один из главных героев — сельский священник отец Михаил следующим образом описывал религиозную ситуацию в стране: «Никогда не было такого ужасающе спокойного, молчаливого отпадения от Церкви, как ныне. Точно дух жизни угас в Церкви. Повторяю: не одна интеллигенция ушла — народ ушел... надо в этом сознаться, — я ведь два года был сельским священником». В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1911-1912 годы чувствуется та же тревога и скорбь: «Как черная туча, надвигается на родную нашу Церковь и силится затмить ее вековечную истину неверие. Разливаясь широкою волною в интеллигентских кругах, оно проникает и в народные массы. Наряду с неверием под вековечные устои Церкви подкапывается социализм, отрицающий Бога и Церковь, вместо благ небесных сулящий земные. Везде, где успела сложиться крупная промышленность, социализм пленяет себе в послушание множество трудящихся. Не ограничиваясь классом фабричных рабочих, социалисты стремятся оторвать от Церкви и крестьянство. Борьба против вечного и идеального за временное и материальное ведется всюду планомерно, с напряжением всех сил, — и эта цель в некоторой степени уже достигается».
     Описанные в отчете события происходили не только в крупных городах, но во всей стране, в том числе и в Далматовском. С печалью священники Далматовской Николаевской церкви писали городовому старосте Семену Обрядову: «Большая часть прихожан Далматовской Николаевской церкви, составляющих общество далматовских мещан, не исповедываются и не приобщаются Святых Таин во святой Великий пост по нерадению. Почему просим Вас принять и употребить наличные меры, дабы подведомые Вам обоего пола, с восьмилетнего возраста, все — в наступивший Великий пост безотложно исповедались и Святых Таин приобщились в своей приходской церкви».
     Накануне революции в штате Далматовской Николаевской церкви состояли три священника: отец Григорий Черемухин, отец Александр Сидоров3 и отец Владимир. Диаконом служил отец Василий Ситников4.
     Падение монархии многими жителями Далматовской волости было встречено с радостью; они не знали, какие испытания ждут их впереди. После Октябрьской революции для организации советской власти был создан Военно-революционный комитет, избрано десять уездных комиссаров. Еще в декабре 1917 года началось формирование Красной гвардии. Вскоре представители новой власти приступили к проведению в жизнь Декрета о земле, постановлений об организации волостных земельных комитетов, о нормировании цен и заготовке продовольствия для отправки в Петербург и Москву. В марте 1918 года на заседании Уездного съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято решение о конфискации всей земли сельскохозяйственного значения у нетрудовых хозяйств — церквей, монастырей и так далее. Для защиты завоеваний революции в уездах стали создаваться боевые отряды, которые затем вливались в регулярные красноармейские части. Такой боевой отряд был и в Далматовском.
     Однако по мере того как большевики осуществляли свою политику, сопротивление им усиливалось. В районе началась настоящая война. До июня 1918 года на Урале был так называемый отрядный период борьбы, который постепенно сменился действиями сформированных регулярных частей, руководимых целенаправленно и квалифицированно. Этому способствовало создание в июне 1918 года Северо-Уральского Сибирского фронта, переименованного в июле в 3-ю Красную армию. Командовал армией Р. И. Берзин.
     Когда красноармейцы начали терпеть поражение от белогвардейских частей в Шадринском уезде и отступать, то местом сосредоточения революционных войск стала станция Далматово. Сюда из ближайших волостей стали собираться отряды. Помимо Верх-Теченского и Тамакульского отрядов, в Далматово прибыл Каменский отряд в сто пятьдесят штыков и отряд латышей из Екатеринбурга в количестве ста человек, с броневиком. Красноармейцы постарались организовать оборону станции и села, но из-за отсутствия взаимодействия между отрядами отразить атаки белогвардейских частей и перейти в наступление они не могли. Тем не менее красные не теряли надежды на победу, ждали удобного момента.
     Бывший красноармеец 4-го Уральского стрелкового полка А. Н. Грязных вспоминал: «Случай не заставил себя долго ждать. Приступив к г. Далматову, мы решили с честью встретить противника. На помощь Шадринской добровольческой группе белогвардейцев прибыл из Омска 2-й Степной полк, состав которого был в большинстве из офицеров». В ночь на 27 июня/10 июля белогвардейские части подошли к реке Исети. «Наши сторожевые посты заметили сначала конную разведку, а потом и цепь, — писал А. Н. Грязных. — Все было готово: пулеметы, замаскированные на своих местах, уже готовы были осыпать наступающих. Какая-то нервная дрожь, дрожь, которую испытывают охотники при виде дичи или зайца, охватывает всех нас, сидящих в одиночных окопчиках, на берегу реки Исети. Соблюдая тишину, зорко глядим мы в сторону неприятеля, дожидаясь, когда цепь подойдет ближе. Тихо везде. Уже сумерки. Вот еще несколько десятков сажен — и мы откроем огонь. Вдруг колокольный звон нарушает зловещую тишину и цепь рассеивается. <...> Колокольный звон оказывается сигналом, который устроили местные священники, затворившись в церкви. Они видели все приготовления и дали понять о грозящей опасности для близких им по духу людей и решили пожертвовать собой, но спасти других». Через некоторое время с колокольни стал раздаваться уже трезвон во все колокола. Винтовочной и пулеметной стрельбой по церкви красные прекратили колокольный звон, а несколько орудийных залпов приостановили наступление белых. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова и трапезного работника, который, как потом выяснилось, и звонил на колокольне по благословению отцов.
     Арестованных доставили в штабной вагон на станцию Далматово. Разбирательство продолжалось недолго: красноармейцы были в ярости от случившегося.
     Священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви, чтобы не вмешивались в борьбу за власть. Они были убиты у железнодорожного переезда около современного поселка Пушкина. Тут же, в Сухом Логу, рядом с линией железной дороги, выкопали яму и зарыли трупы. Произошло это 27 июня/10 июля 1918 года. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли. Трапезного работника отпустили домой, но после пережитого им страха он прожил недолго.
     После освобождения села от большевиков тела обоих священников были перезахоронены на местном кладбище, метрах в пятнадцати севернее церкви. На месте их убийства — северо-западнее железнодорожной будки близ переезда — был установлен железный крест. В 1919 году после окончательной победы большевиков этот крест был убран.
     Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Владимир Сергеев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.5

     Прим.
  • 1 Далматовское второклассное монастырское училище было образовано из земского мужского училища постановлением Екатеринбургской Духовной консистории от 17 сентября 1899 года.^
  • 2 Христофор (Смирнов Феодор Алексеевич; 8.02.1842 г., село Вешки, Юхновский уезд, Смоленская губерния — 1921) епископ, духовный писатель, магистр богословия. В 1869 г. окончил Киевскую ДА. С 2.12.1870 г. магистр богословия. С 30.01.1871 г. доцент Киевской ДА. С 28.10.1877 г. экстраординарный профессор. 27.03.1883 г. постриг, 13.04. рукоположен во иеродиакона, 14.04. во иеромонаха. С 3.06 ректор Тамбовской ДС, а 17.07. возведен в сан архимандрита. С 13.06.1885 г. ректор Вифанской ДС. С 30.06.1886 г. ректор Московской ДА. С 25.05.1887 г. епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. 13.12.1890 г. уволен от управления епархией и ректорства и назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. С 19.12.1892 г. епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. С 6.06.1897 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 29.03.1900 г. епископ Каменец-Подольский. С 26.11.1903 г. епископ Уфимский и Мензелинский. 17.10.1908 г. уволен на покой по болезни, с местопребыванием в Вяземском Спасо-Предтеченском монастыре Смоленской епархии. Участник Поместного собора Русской православной церкви 1917—1918 годов.^
  • 3 Священномученик Александр Сидоров (1867 – 1918). Память его празднуется в этот же день 27 июня/10 июля.^
  • 4 Священномученик Василий Ситников (1918). Память его празднуется 28 июня/11 июля.^
  • 5 Использованы материалы: Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854; ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 193, 250; ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 208.
    Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии в память исполнившегося в 1900 году (1800 XI/XI 1900) 100-летия Пермской Духовной семинарии Изд. свящ. Иакова Шестакова. Пермь, 1900.
    Андреева Л. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Общественные науки и современность. 2003. № 1.
    Лавринов В., протоиер. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. ун-та, 2001.
    Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1891. №40; 1892. № 8-9; 1893. № 23; 1902. № 17.
    Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.
    Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
    Край по имени Далмата. Курган: Зауралье, 2002. Т.1:1644-1924.
    Отечественные ведомости. 1919. 23 (10) февр. (№41).
    Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 16.^


  • Екатеринбургский патерик

    Православный календарь

    Сентябрь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    31 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 1 2 3 4

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.