Вход

Изображения в галерее

813_60.jpg
832_51.jpg
811_23.jpg

Святой равноапостольный Великий князь Владимир


Крещение киевлян. Стенная роспись В. М. Васнецова. Киевский Свято-Владимирский собор. 1885 - 1895 годы.

     Князь Владимир был правнуком Рюрика, внуком Великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и христианки Малуши, ключницы в его доме.
     По смерти языческого правителя Святослава, так и не удосужившегося взять в законные жены Малушу, княжеские земли были поделены между тремя его сыновьями — Ярополком, Владимиром и Олегом. Семнадцатилетний Владимир получил в правление Новгород. Княжить ему помогал его опытный дядька Добрыня.
     Молодой князь новгородский Владимир отличался суровым неудержимым характером и подчас вспыльчивым нравом. Хоть и воспитывался он в терпимости и любви христианкой, святой Ольгой, но пример во всем брал с воителя-отца, до конца дней поклонявшегося идолам. Потому первые годы правления Владимира, показавшего себя ярым язычником, были ознаменованы многими неблаговидными делами и поступками.
     Душа его русская, широкая, была словно создана для бескрайних просторов. В пределах Новгородской вотчины было Владимиру тесно. Вскоре возникла междоусобица меж братьев, развязал ее старый воевода Святослава, служивший у Ярополка. Коварно был убит младший Олег. Владимир осмотрительно покинул Новгород и скрылся у варягов. Прежде чем отомстить старшему брату Ярополку за смерть Олега, князь Владимир укрепил ряды своей дружины. Чтобы еще больше упрочить положение, он стал просить в супруги себе дочь сильного князя Полоцкого, которую когда-то сватал и Ярополк. Но гордая Рогнеда отказала Владимиру, посчитав недостойной для себя парой незаконнорожденного сына, появившегося от рабыни. Князь Владимир, не терпевший, когда ему перечат, захватил Полоцк, истребил княжеский род, а Рогнеду насильно взял за себя. Отгуляв на свадебном пиру, князь Владимир собрал дружину и двинулся на Киев. Ярополк спрятался за высокими стенами крепости, покинув стольный град. Он еще надеялся договориться с братом, но тот хитростью заставил киевского князя приехать к нему в стан и там предал смерти.
     11 июня 978 года князь Владимир беспрепятственно вступил в Киев, где занял престол отеческий. Здесь он нашел для себя вторую супругу — беременную вдову своего брата, пленницу греческую, в скором времени родившую мальчика Святополка.
     Став единодержавцем Киевского государства, Владимир показал себя не только бесстрашным воином, но и мудрым правителем. Он избавился от союзников варяжских, отпустив их со службы без выплаты дани. Затем занялся устройством державы, не забывая при этом поклоняться языческим богам. Особенно возлюбил князь и народ его идола Перуна, возле которого земля была залита жертвенной кровью1.
     Первые годы своего правления Великий князь провел в постоянных военных походах. Вначале он одержал победу над королем польским Мечеславом, отнял у него земли, где впоследствии создал княжество Галицкое. Потом подчинил своей власти земли вятичей и радимичей, мечом завоевал территории между Латвией и Польшей, распространив пределы Киевского государства до Балтийских вод. Затем с дружиной прошелся по Волге до устья Камы, устрашая болгар. Те откупились от разорения великой данью. Владимир усвоил уроки своего отца, ратного воина — сильное государство слабые соседи уважают и ищут у него защиты. Так действовал и сын, в чьих жилах бушевала варяжская кровь.
     Предание, дошедшее до наших дней, рисует князя Владимира в эти годы человеком необузданных страстей, любителем шумных пиров, военных походов и чувственных наслаждений. В последнем он был подобен Соломону. Известно, что первая супруга Рогнеда родила Владимиру четверых сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода. Князь признал также своим сыном Святополка (рожденного от Ярополка). Языческая религия позволяла князю иметь сколько угодно жен, у него было еще три законные жены. От них тоже родились сыновья: Вышеслав, Святослав, Мстислав, и два будущих страстотерпца Борис и Глеб. Кроме пяти жен, которых князь одарял своим вниманием, княжеские палаты наполняли красивые наложницы и внебрачные дети. Однажды князь Владимир чуть не расстался с жизнью из-за своей любвеобильности. Все та же гордая Рогнеда, простившая убийство родственников, решила умертвить князя во время сна за его измены. Он случайно проснулся, отвел удар, а затем приказал Рогнеде готовиться к смерти. И казнил бы ее собственной рукой, но вмешался сын Изяслав. Он умилостивил гнев отца. Простив жену, Владимир отослал ее и сына обратно в Полоцк, отдав ему в управление дальние уделы.
     Между тем великокняжеские дела требовали от Владимира особого внимания. Все чаще на Руси была слышна проповедь Христова, приносимая из просвещенных стран. К тому же в памяти его нет-нет да и всплывали воспоминания, когда блаженная бабка Ольга рассказывала о Боге Едином. Язычество с кровопролитием и оргиями больше не прельщали Великого князя: дань молодости и безумству была отдана, наступала пора зрелых взвешенных решений.
     Предание рассказывает, как собрал Великий князь Владимир в 986 году в своих палатах бояр и стал принимать по очереди послов из разных стран, которые стремились приобщить мощное государство к своей вере и обрести таким образом сильного союзника.
     Первыми пришли болгары, поклоняющиеся Магомету. Они красочно описали все преимущества их веры перед другими. Понравилось женолюбивому князю, что магометанство разрешает многоженство, но смутило его, что запрещает пить вино. Чтобы на Руси да веселиться без вина?! Не может такая вера понравиться народу, решил князь.
     Отказал Великий князь Владимир и евреям хазарским, и западным послам от Папы. Затем прислали посла своего и греки. Им оказался философ по имени Константин. С любовью и кротостью поведал он Евангельскую повесть о Рождении, Жизни, Распятии и Воскрешении Христа, рассказал об Учении Христовом, учениках Его и великих мучениках. Это посольство более всего тронуло сердце Владимира, и все же князь решил не спешить с принятием христианства по восточному обряду, ведь разговор шел о выборе веры для всего русского народа.
     В скором времени он разослал в разные страны посольства, чтобы они могли на месте ознакомиться с каждой из религий и понять, «как веру от дел своих показуют». Увидев благолепие Божественной Литургии в Царьграде, познав в сердце истину, посланные мужи уверились в том, что греко-восточная вера будет полезна для Руси, ибо священнодействие ее «паче всех иных великолепно». Возвратившись из странствий, послы единодушно дали князю Владимиру совет принять христианство. К такому же мнению пришли и бояре, и дружина князя. «Если бы плоха была эта вера, то не приняла бы ее мудрая княгиня Ольга, бабка твоя», — сказал один из древних бояр, помнивших княжение Ольги. Эти слова склонили князя Владимира к положительному решению. «Где креститься будем?» — задал он вопрос и получил ответ: «Где тебе любо».
     Скорому крещению Великого князя способствовали также определенные военно-политические обстоятельства, которые накрепко связали Православную Византию и Русь.
     В то время в Византийской империи произошел мятеж в войсках. Греческие императоры Василий и Константин не располагали силами, чтобы самостоятельно справиться с беспорядками, они обратились за помощью к князю Владимиру. Союз против мятежного полководца Варды Фоки был заключен на определенных условиях. Великий князь посылает шесть тысяч войска в помощь Византии, совершает обряд крещения, за это он получает в жены греческую царевну Анну, сестру императоров. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен, но императоры не спешили выполнять свою часть договора.
     Разгневанный князь Владимир собрал многочисленную дружину, осадил и взял Корсунь — главный греческий город в Крыму, после чего настоял на исполнении обязательств, сказав: «Не отдадите сестру — с вашим царствующим градом поступлю, как с Корсунью!» Так уж, видно, было предопределено Всевышним, чтобы веру для себя и своего народа князь завоевывал мечом!
     Горько плакала царевна Анна, отправляясь вместе с посольством и митрополитом Михаилом в Корсунь для заключения брачного союза. Русь была для нее неизведанной страной, будущий муж виделся диким варваром. Братья утешали сестру, подчеркивая значимость ее подвига: ведь она не только спасет Византию от надвигающейся войны с русичами, но и обратит с помощью этого брака язычников в христианство.
     Священное предание гласит, что перед крещением случилось с князем несчастье. Внезапная болезнь ослабила его тело и отняла зрение. Вся Корсунь ликует, встречая невесту князя, а он пребывает в сомнениях. Уж не боги ли гневаются на него, не Перун ли наслал эту болезнь? Стал князь колебаться — принимать ли христианство, но мудрая царевна Анна сказала своему суженому: «Прими временную слепоту, как посещение Божие, ибо желает просветить тебя Господь, явив чудо; если хочешь поправиться, то крестись, князь, во имя Святой Троицы». Владимир велел приготовить все для крещения. В церкви Святого Апостола Иакова была приготовлена купель. С величайшей торжественностью при огромном скоплении царедворцев и дружины епископом Корсунским было совершено таинство крещения Великого князя Владимира2. Едва только возложил епископ руку на голову новокрещенного и стал погружать ее в купель со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», князь Владимир прозрел! Но прозрели не только глаза его, обрела зрение и душа князя, которой открылась вся глубина христианской веры. «Ныне я познал Бога истинного!» — воскликнул Владимир, и вся его дальнейшая жизнь стала тому подтверждением. Свои праведные дела он ознаменовал отрадным событием. В Корсуне была воздвигнута им церковь имени святого Василия (ангела князя Владимира). Сам город был возвращен Византии в знак дружбы и примирения.
     В 988 году в сопровождении дружины, вместе с молодой женой, митрополитом Михаилом и шестью епископами, призванными для установления на Руси епархий, вернулся князь Владимир в Киев. Здесь он с удвоенной силой против своего прежнего служения Перуну принялся осуществлять заветы Христовы. Поверженные идолы были сброшены в Днепр. Князь повелел сопровождать бездушных истуканов до самых Днепровских порогов, опасаясь, что народ попытается извлечь их из вод. Плач стоял на Руси, как свидетельствуют церковные записи, но твердой воли князя никто не посмел ослушаться. Затем Владимир приступил к крещению народа киевского.
     Первыми в водах Почайны были крещены двенадцать его сыновей, за ними и вся Русь приняла таинство крещения, став православной державой. Князь Владимир принял веру Христову всей широтой своей русской души; его обращение к Богу было подлинное. Из языческого идолопоклонника и сластолюбца он превратился в рассудительного, умиротворенного своими делами правителя. Приступы гнева редко сотрясали его разум, сам он проявлял великое милосердие к нищим и убогим, следуя евангельской заповеди: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5,7).
     Тридцать три года восседал на престоле Киевском Равноапостольный князь Владимир, двадцать восемь лет правил державой, уже будучи крещеным. И все эти годы князь способствовал распространению на Руси просвещения, возводил церкви и города и при этом успешно отражал нападения недружелюбных соседей. За добрые дела и неустанную заботу о государстве русский народ стал ласково величать Великого князя — Владимир Красное Солнышко.
     Преставился князь Владимир 15 июля 1015 года. Тело его было положено в мраморную раку и с великими почестями погребено в храме во имя Успения Божией Матери рядом с благочестивой супругой Анной.


    Прим.
  • 1 Однажды, когда князь Владимир возвратился из удачного военного похода, люд киевский решили принести в жертву одного из юношей или девиц. Жребий указал на юношу Иоанна, христианина. На защиту сына встал отец, также исповедующий истинную веру. Жертва идолам не была принесена, но отец и сын погибли, защищая свои жизни. Это были первые мученики на Руси, пострадавшие за веру Христову, однако кровь невинных жертв, в том числе и человеческих, еще долго орошала Перунов холм. Когда же Владимир крестился, в том месте, где пострадали христиане-мученики отец и сын, он возвел Десятинную Церковь во имя Успения Божией Матери, ставшую центром общегосударственного сбора церковной десятины, пожалованной Церкви святым князем — как со своих имений, так и со всех городов.^
  • 2 К сожалению, осталось неизвестным то место, где принял крещение Великий князь Владимир. По одним сведениям он крестился в самом Киеве, по другим — в городе Василеве, что в 40 верстах от Киева. По летописи Степенной книги (изложенной в этом тексте) князь принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсоне), после того, как покорил этот город-крепость.^


  • Православный календарь

    Август 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    31 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.