Вход

Изображения в галерее

834_71.jpg
835_26.jpg
810_52.jpg

Память иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского


     Святой Кирилл Иерусалимский, происходя от благочестивых родителей, получил строго православное воспитание; в царствование Константина Великого1 он принял монашество, а при сыне его Констанции2 был избран, по смерти архиепископа Максима, на Иерусалимскую кафедру. Ревнуя о сохранении в чистоте христианского учения, святой Кирилл, будучи архиепископом, деятельно и неустанно боролся с ересями Ария3 и Македония4. Этим он возбудил против себя сильную вражду со стороны впавших в арианскую ересь епископов, между последними был и митрополит Кесарии Палестинской5 Акакий, явившийся впоследствии главным виновником первого изгнания святого Кирилла.
     Однажды6 в праздник Пятидесятницы около трех часов дня в Иерусалиме наблюдалось следующее чудесное знамение: на небе явилось начертание честного Креста, сиявшее ослепительным светом; начинаясь от Голгофы7, оно простиралось до горы Елеонской8. Так как император Констанций, разделяя ересь Ария, притеснял православных, всячески помогая еретикам, то святой Кирилл сообщил ему о чудесном знамении, увещевая оставить путь заблуждений и обратиться в православие.
     Между тем митрополит Акакий, пользуясь содействием императора, к которому был близок, восстал на святого Кирилла за то, что он обличал его в ереси и не повиновался ему, хотя Иерусалим в то время находился в подчинении у митрополита Кесарийского; это произошло вследствие упадка Иерусалима после разрушения римлянами9. Святой же Кирилл не только не хотел подчиняться еретику митрополиту, вдобавок низложенному поместным сардикийским собором10, но и обличал его за злоупотребление не принадлежавшей ему по правилам церковным властью; по указанным причинам он не считал для себя возможным подчиняться митрополиту Акакию. Кроме того, святой Кирилл полагал, что, наоборот, Кесария Палестинская должна быть подчинена Иерусалиму, ибо Церковь Иерусалимская есть мать всех церквей11; тем более, что и сардикийский собор, низложивший Акакия, принадлежавшее ему начальство передал предшественнику святого Кирилла, архиепископу Иерусалимскому Максиму.
     Проникнутый чувством неприязни к святому Кириллу, Акакий нашел повод к обвинению его благодаря следующему обстоятельству. В Иерусалиме настал сильный голод. Народ, не находя средств для поддержания жизни, обратился за помощью к своему архиепископу. Святой Кирилл по своему милосердию близко к сердцу принял просьбы пасомых и истратил на них все свое имущество. Но так как голод не прекращался и помочь было уже нечем, то святой Кирилл начал продавать церковные вещи — золото, серебро и ценные завесы, покупая на вырученные от продажи деньги пшеницу для голодающих. В это время появился слух, что будто бы в городе видели какую-то женщину, плясавшую в священном облачении на улице. На вопрос, откуда ею получена священная одежда, женщина отвечала, что она приобрела ее у одного купца, причем назвала и его имя. Спрошенный в свою очередь купец сказал, что одежду для продажи дал ему сам архиепископ. Неизвестно, было ли все это на самом деле или нет, но только слух дошел до митрополита Акакия, который счел его достаточным для обвинения святого Кирилла. На созванном им соборе предложил извергнуть святого Кирилла, как обесчестившего продажею священный предмет, на что собор изъявил свое согласие. Таким образом, при содействии еретичествующих епископов, низложенный еретик митрополит сверг с престола Иерусалимского православного архиепископа и силою заставил его удалиться из пределов Иерусалима. Святой Кирилл сначала удалился в Тарс12, где пребывал у епископа Сильвана. Видя, что последний не совсем правильно понимает некоторые догматы веры, святой Кирилл указал ему на уклонения и утвердил в православии. Услыхав об этом, Акакий написал Сильвану письмо, извещая о низвержении святого Кирилла и советовал ему или прекратить общение со святым Кириллом или, по крайней мере, запретить ему совершение Богослужения находящейся под его управлением церковной области. Но Сильван не послушался Акакия: он почитал святого Кирилла как человека благочестивого, учением своим поддерживавшего и наставлявшего многих православных; о самом же изгнании Сильван знал, что оно произошло не по какой-либо вине со стороны святого Кирилла, а единственно по зависти и ненависти Акакия.
     После этого в Селевкии13 был поместный собор, на который прибыло до 150 епископов; среди них находился и святой Кирилл. Прежде чем начались заседания собора, Акакий стал настаивать на удалении отлученного им святого Кирилла. Многие епископы не согласились на подобный поступок. Тогда Акакий, оставив собор, отправился в Царьград. Здесь пред императором и патриархом Евдоксием, тоже арианином, он оклеветал покинутый им собор, называл его скопищем злых людей, собравшихся не для пользы, но во вред церкви. Особенно сильное негодование сумел возбудить Акакий в императоре против св. Кирилла. Он рассказал ему, что св. Кирилл продал драгоценную священную одежду, подаренную Константином Великим Иерусалимскому архиепископу Макарию для облачения в нее во время совершения таинства Крещения, и что потом эту одежду видели на одном человеке, плясавшем на местах народных увеселительных собраний. Император до того сильно разгневался, что подверг святого Кирилла заточению. По смерти Констанция на престол вступил Юлиан Отступник14. В первые годы своего царствования он под видом благочестия отменил все постановления Констанция, направленные ко вреду православных: по приказанию Юлиана были освобождены из заточения все ранее изгнанные Констанцием православные епископы. В это время и святой Кирилл был возвращен на свою кафедру. Утвердившись на престоле, Юлиан открыто отрекся от Христа. Противникам христиан евреям он дал большую свободу; между прочим, он не только дозволил им строить храм на месте разрушенного римлянами15, но и уделил на постройку часть из государственных податей. Когда еще только началось это богохульное по своим намерениям дело16, св. Кирилл предсказывал своим приближенным, что слова Христовы о разорении самых камней не останет камень на камени, иже не разорится несомненно исполнятся. Святой Кирилл молил Владыку Христа, чтобы Он не попустил вершиться начатому предприятию, но разрушил его вместе с планами строителей. Господь услышал молитву раба Своего и осуществил предсказанное Им о непременном исполнении слов Своих. В одну ночь случилось сильное землетрясение, так что сдвинулись с места даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма, не говоря уже о камнях только еще положенных евреями; и все это: остатки древнего храма и новые постройки — действием невидимой Божией силы было развеяно как пыль. При наступлении дня, все удивлялись совершившемуся чуду. Когда евреи опять хотели взяться за дело, то тотчас спал с неба огонь и истребил рабочие орудия; великий ужас объял их. В следующую ночь на одеждах евреев появилось знамение креста, которое они не могли ничем уничтожить.
     После этого святой Кирилл, предсказание которого об исполнении слов Христовых так торжественно оправдалось, опять подвергся изгнанию. Его заместителем, насколько с вероятностью можно полагать, был святой Кириак. Он был иудей и носил имя Иуды; во время розысков царицею Еленою честного Креста Господня им было указано Его сокрытое местонахождение; затем он крестился и получил имя Кириака.
     Впрочем, по изгнании святого Кирилла святой Кириак недолго занимал его место: он вскоре претерпел мученическую кончину за исповедание Христово от Юлиана. После погибели Юлиана святой Кирилл снова взошел на престол Иерусалимский, но, вследствие усиления ариан в царствование Валента, в третий раз подвергся ссылке за свое благочестие и твердую борьбу с еретиками. Наконец, при Феодосии Великом17 святой Кирилл с честью был возвращен в Иерусалим. В продолжение восьми лет он с истинно пастырскою ревностью управлял Церковью и мирно почил о Господе, оставив в наследие свои многополезные писания18.

Тропарь святителю Кириллу, архиепископу Иерусалимскому
Тропарь, глас 4:
      Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Кирилле, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 1:
      Языком твоим, мудре, Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди, Едину чести Троицу естеством нераздельну, разделяему же Лицы, темже радующеся, всесвятую твою память празднуем, иже к Богу молитвенника тя предлагающии.

Величание
      Величаем тя, святителю отче Кирилле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Константин Великий, римский император, сын Констанция Хлора, правителя западной части Римской империи, и Елены, родился в 274 г. По смерти отца, войско провозгласило его императором, и он, благодаря этому, сделался обладателем Галлии и Испании. После продолжительной борьбы с начальниками других областей римского государства, Лицинием и Максентием Константин объявил себя в 324 г. независимым правителем и объединил своею властью всю империю. Константин Великий замечателен своею деятельностью на пользу церкви Христовой; за эту именно деятельность история называет его великим, а церковь равноапостольным. Поворот к христианству в законодательной деятельности Константина Великого начинается с манифеста 313 г. о веротерпимости, изданном в Медиолане за подписью его и Лициния: в этом манифесте, между прочим, разрешался свободный переход в христианство всякому желающему. Вскоре появились указы об освобождении клириков от всех личных повинностей и церкви от податей; закон 321 г. разрешал делать вклады в христианскую церковь; в следующем году запрещено было насильственно привлекать христиан на языческие празднества. Сделавшись единодержавным, Константин Великий уничтожил указы и постановления прежних императоров, изданные против христиан; он возвратил права, имущество и свободу всем, лишившимся их в прежнее время за исповедание христианства. Особым указом им было предписано посвящать Богу воскресный и другие праздничные дни; во время праздников закрывались зрелища и суды. В церкви Константин Великий старался поддерживать мир и согласие; для прекращения арианских смут им был созван I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Не желая пребывать в Риме, где язычество было особенно сильно, Константин Великий перенес столицу в Византию; здесь он уничтожил идолов и украсил город христианскими храмами. В 337 г. он принял крещение, после которого вскоре умер на 65 году жизни. В V в. Церковь причислила Константина к лику святых; память его празднуется 21 мая/3 июня.^
  • 2 Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил Восток, Азию и Египет; в 351 г., победив убийцу брата своего Констанса, Магнеция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, под страхом смерти запрещавший языческие богослужения. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени; он преследовал православных епископов, не разделявших заблуждений ариан, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г. во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам его назначил главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.^
  • 3 Родоначальником арианской ереси был пресвитер Александрийский Арий. Он признавал единодушие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств: всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на I (325 г.) и II (381г.) Вселенских Соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, который был составлен отцами I Вселенского Собора. В V в. арианство исчезло из Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и лонгобардов.^
  • 4 Македоний был епископом Константинопольским во время Констанция и разделял ересь Ария. Низложенный впоследствии за свою жестокость даже к арианам, он, желая быть главою нового учения, развил в смысле Ария учение о Св. Духе: Македоний считал Св. Духа по существу отличным от первых двух Лиц Св. Троицы, не имеющим участия в божестве и славе Отца и Сына. Ересь Македония была осуждена на II Вселенском Соборе (381 г.), и в восьмом члене Символа Веры навсегда было установлено истинное учение Церкви о Св. Духе. С ересью Македония особенно деятельно боролись св. отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов.^
  • 5 Кесария, город находившийся на восточном берегу Средиземного моря, на севере от Яффы, древней Иоппии. Он был построен Иродом на развалинах древнего хананейского города Стратона в честь Кесаря Августа. При императоре Веспасиане (69—79 гг.) она была обращена в римскую колонию. Еще до разрушения Иерусалима Кесария сделалась местом пребывания римских прокураторов (Деян 23,23—24). Во времена апостольские этот город был замечателен тем, что здесь был обращен в христианство апостолом Петром первый язычник, сотник Корнилий (Деян 10), здесь жил ап. Филипп, один из первых диаконов (Деян 8,40; 21,8); сюда приходил ап. Павел и здесь 2 года пробыл в узах (Деян 9,30; 18,22; 21,8; 23,23—26). По разрушении Иерусалима Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа. В 638 г. с распространением магометанства Кесария попала под власть турок, от которых была освобождена во времена Крестовых походов Балдуином в 1102 г., но в 1265 г. опять была завоевана турками и совершенно разрушена, так что от города остались одни развалины.^
  • 6 Это было в 351 г.^
  • 7 Голгофа, гора на которой был распят Господь Иисус Христос: она находилась ранее вне Иерусалима (Мф 27,32—33; Ин 19,17—41; Евр 13,12), лежит на северо-западной стороне. Свое название Голгофа, с еврейского череп, Лобное место (Лк 23,33), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданию здесь был погребен Адам.^
  • 8 Гора Елеонская или Масличная — одна из гор Иудейских, лежит к востоку от Иерусалима (Иез 11,23); свое название Масличной она получила благодаря множеству росших на ней масличных деревьев. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (Ин 8,1; 18,2). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь перед страданиями и где был предан Иудою (Мф 26,30—50; Мк 14,26—46; Лк 22,39). На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим (Мф 21,21, Лк 19,29). По преданию с горы Елеонской Господь вознесся на небо (Деян 1,12). В IV в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.^
  • 9 Это разрушение произошло спустя несколько десятков лет по смерти Христа Спасителя, Который часто предсказывал Иерусалиму ожидающую его печальную участь (Мф 24; Мк 13; Лк 19,41—44). В царствование Нерона (54—68 гг.) иудеи восстали против римлян. Нерон отправил против возмутившихся войско под предводительством Веспасиана, который вскоре овладел Галилеей и готовился уже осадить Иерусалим, но, будучи выбран императором на место погибшего Нерона, окончание войны предоставил своему сыну Титу. После годовой осады Тит взял Иерусалим. Город подвергся страшному разрушению, так что осталось лишь несколько башен и зданий. Иудеев от голода во время осады погибло до 1 100 000; около 97 000 было взято в плен. Затем при императоре Адриане (117—138 гг.) город подвергся окончательному разрушению. Но со времени Константина Великого христианская религия восторжествовала над язычеством, и Иерусалим начал возрастать и украшаться.^
  • 10 Сарды — древний и богатый город малоазийской области Лидии, столица Лидийского государства; в 545 г. до Р.Х. перешел к персам, а от них к грекам, Александру Македонскому и, наконец, к римлянам. При императоре Тиверии (14—36 гг.) город пострадал от землетрясения; Тиверий снова восстановил его. Во времена апостольские Сарды были еще значительным городом. Христианство возникло здесь очень рано: уже в Апокалипсисе находится упоминание о церкви Сардийской (Апок 3,1—5). При императоре Аркадии (395—408 гг.) город был разрушен готами; в X в. Тамерлан сравнял его с землею. В настоящее время на месте когда-то богатого и славного города находится маленькая деревушка Сарт.^
  • 11 Церковь Иерусалимская потому называется матерью всех церквей, что отсюда вышли по повелению Господа апостолы на благовестие, распространяя учение Христово до края земли (Деян 1,8).^
  • 12 Тарс, город малоазийской области Киликии, замечателен тем, что здесь родился св. ап. Павел (Деян 22,3); апостол в Тарсе готовился к благовестию Христову и отсюда был вызван Варнавою для проповеди Евангельской (Деян 9,11—30; 11,25). Поэтому в Тарсе рано возникло христианство (Деян 15,23—41).^
  • 13 Селевкия, город Сирии, на берегу Средиземного моря, по всей вероятности его основал царь сирийский Селевк Никатор около 300 г. до Р.Х.; здесь ап. Павел во время первого своего путешествия останавливался для проповеди и отсюда отплыл в Кипр (Деян 13,4). В VI в. по Р.Х. город был разрушен.^
  • 14 Юлиан Отступник, племянник Константина Великого, сын его брата Юлия Констанция, родился в 331 г. В 345 г. вместе с братом Галлом был сослан в Каппадокию Констанцием, где под строгим надзором провел шесть лет. В 351 г. он покинул место ссылки и провел несколько лет в Никомидии, где увлекался изучением философии, в 355 г. был назначен Констанцием начальником войск в Галлии; здесь он умел привлечь любовь войска, которое в 361 г. и провозгласило его императором. Изучение философии под руководством учителя-язычника, раздоры среди христиан вследствие арианских волнений, ненависть к Констанцию возбудили в Юлиане ненависть и к религии своего притеснителя — христианству. Он задался целью восстановить язычество и уничтожить христианство. Но все его попытки потерпели полнейшую неудачу. Юлиан умер в 363 г. в походе против персов.^
  • 15 Первоначально храм был построен Соломоном на горе Мориа в 488 г. по исходе евреев из Египта (3 Цар 6,37—38; 2 Пар 5—7); в 531 г. был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. После 70-летнего плена, получив в 531 г. до Р.Х. позволение от Кира возвратиться в Иерусалим и построить храм, иудеи, возвратившись в Палестину, заложили на второй год храм и окончили постройку в 515 г. Особенно содействовал украшению послепленного храма Ирод Великий. Во время взятия Иерусалима Титом один из воинов бросил в окно горящую головню и храм сделался добычею огня.^
  • 16 Юлиан разрешил евреям постройку храма, издевался над пророчеством Христа Спасителя о его уничтожении (Лк 21,6).^
  • 17 Феодосий Великий нанес окончательный удар язычеству: сделавшись в 392 г. единодержавным, он издал закон, по которому служение богам признавалось таким же преступлением, как и оскорбление величества.^
  • 18 Из оставленных им сочинений особенно примечательны 23 огласительных поучения, из которых 18 относятся к готовящимся к крещению и 5 к новокрещенным; в них содержится ясное я простое изложение по членам символа догматов веры. Сохранились еще «беседа о расслабленном» и отрывки из «беседы о претворении воды в вино в Кане».^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Август 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 31 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.