Вход

Изображения в галерее

28_11_08_-_007_012.jpg
818_24.jpg
830_11.jpg

Главная

Перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Никифора, патриарха Цареградского


Патриарх Никифор. Деисусный чин. Происходит из церкви Богоявления (1695 г.) Угличского Покровского монастыря первой половины XV века. 129х64 см. Дерево, темпера.

      Великий архиерей Божий, святой Никифор, патриарх Цареградский, за благочестивое почитание святых икон был низвержен с престола своего злочестивым царем Львом Армянином и отослан на остров Проконнис1. Здесь он тринадцать лет провел в заточении и поругании и, преставившись ко Господу, был погребен при храме святого мученика Феодора, в монастыре им самим созданном2.
     Спустя несколько лет, по смерти злочестивых царей — Льва Армянина, Михаила Валвоса и сына его Феофила, — скипетром Греческого царства овладела благочестивая царица Феодора, правившая царством вместе с сыном своим Михаилом, — тогда еще весьма юным3.
     В это же время скончались также и лжепатриархи Константинопольские — Феодот Касситер, Феодор Спафарокандилат, потом Антоний Касимат, и наконец Иоанн, по прозванию Анний4; по хитрости своей он казался волхвом, и, как незаконно поставленный, благочестивыми людьми был низвержен с престола. После него на Константинопольскую кафедру вступил святой Мефодий, который и возвратил святой Церкви почитание икон5. В это именно время с острова Проконниса были возвращены в Царьград и честные мощи исповедника Христова, святого Никифора.
     Святейший патриарх Мефодий так советовал благочестивой царице Феодоре:
     — Не прилично, — говорил он ей, — лучшему из патриархов — святому Никифору, изгнанному с престола за православие, даже и умершему, до сих пор находиться в изгнании: святое тело его нужно возвратить к престолу его: ведь мы не избежим греха, если оставим мощи его в заточении, — мы как будто даже покажем себя одобряющими его изгнание и соглашающимися, что это низвержение его с престола было справедливым. Мы знаем что колено Иосифово сподобилось благословения за то, что спустя четыреста лет перенесло кости отца своего из Египта в землю Ханаанскую (Быт 50,25; Исх 13,19), — мы же, сыны благочестия, — разве допустим еще долее отсутствие мощей отца нашего, божественным учением которого мы воспитаны в правоверии; самый град сей царский, один из лучших в поднебесной, жаждет честных останков святого вождя и пастыря своего, и готов хранить их у себя с благоговением. Да возвеселится снова невеста-Церковь о женихе своем! Когда он был живым, Церковь лишилась его по несправедливости царской; пусть же теперь примет она, по повелению пастырелюбивой царицы, почившее о Господе тело того. О, благочестивая царица, ты ведь видишь, как народ, умиренный тобою в правоверии, горит желанием услышать духом даже и умершего пастыря своего. Если он увидит принесенную к себе хотя тень его, — он будет считать его как бы живым и, приняв как живого, сохранит останки его, как некое богатейшее сокровище.
     С этими словами святейшего патриарха Мефодия христолюбивая царица Феодора тотчас же согласилась, проговорив:
     — Сие и для душ наших будет полезно, да и имя наше в последующие времена будет хранимо с честью.
     Тогда святейший патриарх не медля, взяв с собою пресвитеров и иноков, отправился на остров Проконнис, сопровождаемый множеством народа.
     Придя в монастырь святого мученика Феодора, патриарх открыл гроб святого Никифора, и все увидели честное тело, спустя девятнадцать лет после погребения, совершенно сохранившимся; не имея даже и следа тления, оно испускало благоухание.
     Совершив всенощное бдение и божественную литургию, святой Мефодий взошел в гробницу, и, объемля честные мощи святого Никифора, сказал ему, как бы живому:
     — О, блаженнейший муж, во всем уподобившийся святому Иоанну Златоустому!6 ведь ты перенес те же труды и претерпел те же скорби, как и он; подобно святому Иоанну, ты дерзновенным словом обличал беззаконие, перенес несправедливое изгнание, и вот уже более тридцати лет — сначала живым, а потом умершим — находишься в заточении. Теперь же отдай себя нам, твоим возлюбленным сынам и, отшед отсюда, возвратись в свою страну, и любящий твой народ, как и прежде, с радостью тебя примет. Безбожный царь, который незаконно изгнал тебя из церкви, принял достойное по своим делам наказание, лишившись и царства, и самой жизни. Ныне же благочестивые цари тебе, как бы живому, возвращают твою церковь; вместе со мною они, как христолюбивые сыны, очистили церковь от еретических скверн и устроили ее столь же благолепно, какою она была и прежде, после твоих трудов. Воззри и посмотри на собранных чад твоих; все они пришли из ближних городов; остальные же, кои живут гораздо дальше, с нетерпением ждут тебя; их, как осиротевших, не оставляй печальными и не удаляйся от них, дабы град твой имел мощи твои, как драгоценный дар; украшаясь ими, он более возвеличится и украсится, нежели царским венцом.
     Сказав это, святейший патриарх Мефодий поднял мощи святого и положили их в новую раку; потом, вместе с освященным собором, подняв их на рамена, со псалмопением перенес святые мощи в корабль; подняв паруса, они вскоре достигли Царьграда.
     Благочестивая же царица Феодора вместе с сыном своим Михаилом и всем синклитом, клириками и множеством народа, со свечами, кадилами и пением, исполненные неизреченной радости и веселья, вышли к пристани на встречу честных мощей святого патриарха своего Никифора. Взяв святые останки его, они прежде всего понесли их в соборную церковь святой Софии, откуда святой Никифор был изгнан.
     Это перенесение святых мощей происходило в тринадцатый день месяца марта7, в тот самый день, когда святой Никифор был изгнан зловерным царем из царского города.
     Когда день преклонился к вечеру, в церкви святой Софии, над честными мощами было совершено всенощное бдение, а утром из церкви святой Софии они были перенесены в храм святых Апостолов и там положены с благоговением. С этого времени и постановили чтить память исповедника Христова Никифора во славу Христа Бога нашего со Отцом и Сыном и Святым Духом славимого. Аминь.

Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому
Тропарь, глас 4:
      Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Никифоре, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 1:
      Лик патриаршеский святую твою память хвалами и песньми, Никифоре, чествует, в преложении бо прият душу твою, славне. Тем днесь Честная Церковь величающи Христа Царя, славит Единаго Человеколюбца.

Величание
      Величаем тя, святителю отче Никифоре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Проконнис — один из островов Мраморного моря; в настоящее время этот остров называется Мармара. Этот остров служил местом ссылки для многих исповедников во время иконоборческих смут.^
  • 2 Святой Никифор сначала был сановник при дворе императрицы Ирины и в мирском чине со славою защищал почитание икон на VII Вселенском соборе; в царствование императора Никифора, в 806 году, был возведен на патриаршеский престол и правил Церковью 9 лет, по истечении которых и был сослан на остров Проконнис. Скончался в 828 году 2 июня, до самой смерти не преставая свидетельствовать своими писаниями истину против иконоборцев. Память его преставления празднуется 2/15 июня.^
  • 3 Император Лев Армянин царствовал с 813 по 820 г., Михаил Валвос (Косноязычный) царствовал с 820 по 829 г.; Феофил царствовал с 829 по 842 г. Император Михаил III (с 842 по 867 г.) вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 года управляла мать его, святая царица Феодора.^
  • 4 Эти патриархи правили Церковью в период времени с 815 по 842 г.^
  • 5 Святой Мефодий принял иночество в Константинополе, за свою ревность к инокопочитанию при Михаиле Валвосе был ввержен в темницу. Преемник Михаилов Феофил приказал бить его по щекам: челюсть его была разбита до того, что безобразный шрам, как печать мученичества, остался на всю жизнь на его лице. Для прикрытия его Мефодий, будучи патриархом, разрезал концы клобука и обвязывал ими челюсть. Из уважения к исповеднику все иноки с того времени стали носить клобук с разрезами. Затем Феофил сослал его на остров, где заключил в душной подземной пещере с двумя разбойниками. Императрица Феодора возвела его на патриарший престол и с его помощью восстановила инокопочитание. Сей святитель пас Церковь Божию 4 года и слишком 3 месяца; скончался в 847 году, память 14/27 июня.^
  • 6 Св. Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский — знаменитый отец Церкви конца IV и начала V века. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоустого. Большую часть своей жизни провел он в сане пресвитера в Антиохии, а в самом конце IV века занял кафедру Константинопольского архиепископа. За этот последний период своей жизни он претерпел много гонений со стороны императрицы Евдоксии и кончил жизнь в ссылке, в Армении (в 407 году). Ему принадлежит литургия, совершающаяся в Православной Церкви большую часть года. Память его 13/26 ноября и 30 января/12 февраля, (Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого).^
  • 7 В 846 году.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Апрель 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.