Вход

Изображения в галерее

831_35.jpg
Varnava1.jpg
293.jpg

Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом


     В правление императора Юстиниана Великого1 в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицианка в царском дворце по имени Анастасия2. Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная ее жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать ее добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию; но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, не престающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбудил против святой ненависть в царице Феодоре3, и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию. Услышавши о том от одного расположенного к ней человека, и, будучи исполнена божественного разумения, Анастасия, собравшись с мыслями, так рассуждала сама с собою:
     — Анастасия! Непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Избавь и царицу от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!
     Поразмысливши таким образом сама с собою, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, — все же прочее оставивши, — никем не замеченная отплыла в Александрию4. Создавши здесь в одном месте на расстоянии пяти поприщ5 от города небольшой монастырь, она проживала в нем, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделье, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии патрикийским, впоследствии, еще до времени мусульманского владычества6, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком. Но возвратимся к первоначальной речи об Анастасии.
     По прошествии нескольких лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь, вспомнивши о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, отыскивая ее с большим старанием. Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу7 и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облек ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием-евнухом, отвел в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру, затворил ее там; преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей ни самой никуда не выходить из пещеры и не дозволять к себе приходить никому.
     Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть все это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, никем не видимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило.
     К Анастасии никто не приходил, и никто, кроме приносящего хлеб и воду брата, не знал о ней. Но и последний не знал того, что она женщина по природе, а считал ее за мужчину-евнуха. Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или пересказать языком, или передать письменно труды и подвиги святой Анастасии, принесенные в одиночестве Богу в течение двадцати восьми лет в пещере? Слезы, стенания, рыдания, бодрствования, пения, молитвы, чтения, стояния, коленопреклонения, пост, лишение необходимого, а больше же всего бесовские нападения и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях?! Каким образом все это отражала и побеждала и притом пребывала безвыходно в течение всех дней тех лет та, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями? Невольно ужасается ум при мысли, как всем сим пренебрегла святая Анастасия и изгладила обо всем том воспоминание из ума своего! Как достигла она такого смирения, поста, воздержания и тесноты скорбного пути? Столь доблестно подвизаясь, святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине.
     Провидевши заранее свое отшествие к Богу, Анастасия так написала на черепице старцу Даниилу: «Святой отче! Захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо — евнуха Анастасия».
     Написавши это, Анастасия положила черепицу вне пещеры пред дверями. В то же время и старец, узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику:
     — Чадо! Поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри около пещеры. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам.
     Удалившись и найдя по слову старца исписанный черепок, брат принес его старцу. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши все необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха одержимого горячкою. Авва Даниил, припавши на грудь евнуха, плакал, говоря:
     — Блажен ты, брат Анастасий, потому что, непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!
     — Блажен и ты, — отвечала на сие Анастасия, — новый Авраам!
     — Итак, — продолжал старец, — помолись о нас ко Господу.
     — Честный старец, — отвечала Анастасия, — в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах.
     — Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе, — продолжал старец.
     Тогда Анастасия, ставши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря:
     — Благослови сего моего ученика, а твое чадо.
     — Предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, Бог отцов моих, — сказала Анастасия, — знающий мои шаги в сей пещере и лишения жизненные ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому, как почил дух Илиин на Елисее!
     Обратившись затем к старцу, евнух произнес:
     — Отче! Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола.
     Причастившись затем Пречистых Христовых Тайн, Анастасия сказала:
     — Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне!
     После сего Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала:
     — Господи, в руки Твои предаю дух мой, — и с этими словами скончалась.
     После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику:
     — Чадо! Одень брата.
     Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением.
     Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу:
     — Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина?
     — Да, чадо, я знал это, — отвечал старец, — и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием-евнухом, чтобы не было подозрения и чтобы никто о ней не узнал и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта.
     Затем старец подробно рассказал ученику все житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки. Аминь. (Мощи св. Анастасии перенесены были в Царьград и в 1200 г. находились близ св. Софии.)

     Прим.
  • 1 Преподобная Анастасия скончалась в 567 г. Император Юстиниан царствовал с 527 по 565 г., при нем был созван V Вселенский собор в Константинополе в целях прекращения монофизитских движений в 553 г.^
  • 2 Патриция — жена патриция; так назывались в Риме люди благородного происхождения. Сан этот был очень велик и его удостаивались супруги знаменитых мужей, напр., Антонина, жена Вилизария, или за свои особые заслуги.^
  • 3 Жена Юстиниана Феодора, благодаря влиянию которой был прекращен бунт Ника, грозивший низвержением Юстиниану.^
  • 4 Александрия — главный город в Египте, построенный Александром Великим. Здесь на острове Фарос в 72 дня был сделан перевод Библии Ветхого Завета на греческий язык.^
  • 5 Поприще — мера расстояния, она равнялась приблизительно 690 саженям.^
  • 6 Владычество мусульман в Александрии началось с конца VII века.^
  • 7 Упоминаемый здесь инок Даниил есть тот самый, который заставил говорить младенца 22-х дней.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Июнь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.