Вход

Изображения в галерее

NerushSt.jpg
236.jpg
835_96.jpg

Житие преподобного Даниила, архиепископа Сербского (Афон.)


память 19 декабря/1 января; ум. в 1338
     Блаженный Даниил, архиепископ всей земли Сербской, был мужем высоким по уму и просвещению и выдающимся по строгой жизни и любви к отчизне. Сын богатых и знатных родителей, остававшийся единственным после смерти других детей, он был любимым чадом их. Родители, любя, не хотели изнурять его учением, но он сам упросил их поручить его хорошему учителю и скоро оказался даровитым и лучшим учеником. Он быстро стал помогать в науках тем своим товарищам, у которых недавно сам просил пояснений, так что все дивились разуму и дарованиям его. Родители святого весьма скорбели и огорчались разлукой с любимым своим детищем, но, узнав о такой являемой ему благодати Божией, поручили его воле Господа. Боголюбивый юноша, изучив слово Божие, по примеру великих богоугодных мужей тщательно хранил себя в целомудрии и чистоте, прилежно подвизался в посте, бдении и молитвах. При встрече с иноком он непременно приветствовал того с любовью и часто молил Господа о том, чтобы сподобиться послужить Ему в образе монашеском.
     В это время благочестивый король сербский Стефан Урош Милютин1, узнав о прекрасных качествах и добродетелях святого юноши, вызвал его к своему двору, полюбил его вскоре, приблизил к себе и отличал своим вниманием. Но почести не увлекали его. Блаженный, считая все это маловременным и суетным, стремился к жизни монашеской, ожидая удобного случая исполнить свое намерение. Однажды, сопровождая благочестивого короля, посещавшего Сопочанский монастырь, он сблизился с одним богоугодным старцем-иноком и, беседуя о душевном спасении, открыл ему свое стремление к иноческой жизни, прося содействия. Поклонившись святыне, король со своей свитой отправился дальше. Вечером того же дня по окончании своих обязанностей у короля святой с прочими отправился отдохнуть и, когда все заснули, он в сопровождении одного прислужника скрылся, вверив себя водительству Божию.
     Пристанищем ему послужил монастырь святителя Николая в местности, называемой Коньчуль, на берегу реки Ибры. Здесь он принял постриг в иноческий образ от игумена того монастыря, которого звали тоже Николай. Имя святому было дано Даниил. Возблагодарив от глубины души Бога, совершившего его благое желание, святой предался подвигам. Неослабно пребывая в молитвах и смиренно исполняя все монастырские работы вместе с прочими братьями, он лишал себя покоя и ночью, углубляясь в размышления о Боге и о грозном втором пришествии Христовом. Богоугодная жизнь его служила примером всей братии.
     В скором времени повсюду прошел слух о такой богоугодной жизни и добродетелях святого. Услышал о нем и преосвященный архиепископ Евстафий и вызывал его к себе, но святой никак не хотел оставить свое любимое место подвижничества. После неоднократных попыток вызвать его, видя святого непреклонным в намерении оставаться в уединении, архиепископ Евстафий стал убеждал короля Уроша, чтобы тот вызвал его своим повелением. Король увещевал святого выполнить волю Преосвященного и писал ему так: «Ты всегда отличался преданностью и послушанием, исполни же и теперь мое требование и желание; притом ты сам хорошо знаешь, похвально ли ослушаться архиепископа. Он меня многократно и усиленно об этом просит». Тогда святой в уповании, что Бог не оставит его Своим небесным вразумлением и благодатной помощью, решил отправиться к архиепископу. Приняв благословение игумена и простившись со всей братией монастыря, он явился к архиепископу Евстафию, который с великой любовью принял его и рукоположил во пресвитера. Вскоре, увидев его высокий разум и преуспеяние в добродетели, архиепископ полюбил его и принял в свою келию. Святой же продолжал прежнюю свою подвижническую жизнь, преуспевая в благочестии. Святой находился там до середины следующего года.
     В то время понадобился игумен Хиландарской обители Пресвятой Богородицы на Святой Афонской Горе. Благочестивый король и архиепископ по взаимному совещанию решили назначить туда святого Даниила. Он был отпущен с великими почестями и многими дарами во вверенную ему обитель на Святую Гору, которую всегда так глубоко чтил и к которой измлада стремилось его сердце. Там святой Даниил еще более предался духовным подвигам, проводя жизнь в глубочайшем смирении и безмолвии. Много перенес он искушений и нападений от злых духов, которые во время его уединенных келейных молений, особенно в ночное время, старались всячески препятствовать ему разными страхованиями, но святой побеждал все ухищрения и усилия бесов прилежной молитвой, терпением, усилением подвигов и твердым упованием на Бога. Усердно заботился святой и о вверенной ему братии Хиландарской обители, неустанно и мудро поучая их в благочестии и наблюдая полное единомыслие, согласие и любовь среди братии.
     Так прошло довольно много времени. И вот попущением Божиим надвинулась на Святую Афонскую Гору буря: изгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшись с арабами, высадились во Фракии, как арабы. Их встретили без страха и дали им для поселения земли в Романии. Пообжившись здесь, они стали разбойничать и буйствовать по всей Греческой земле: захватывали чужую собственность, похищали жен и дев. Преследовавшие их магометане еще более усиливали страдания православных. Бессильная Византийская империя не могла совладать с буйными разбойниками. К разным своим мерзостям присоединили они и то, что вздумали поселиться вблизи Афона, чтобы жить за счет Святогорских монастырей. Безбожные враги расхищали и грабили монастыри, не щадя никакой святыни, и привели всю Святую Гору в великое запустение. Хиландарский монастырь также потерпел в это время великие скорби и бедствия. Внутри его стен заперлись вместе со святым Даниилом и братией монастыря множество мирских людей, искавших там спасения от злодейства крестоносцев.
     Все это множество питалось из обильных житниц Хиландарских, но, когда запасы истощились, стали все голодать. Наконец, бедствия и страдания осажденных дошли до того, что и люди, и животные стали умирать от голода. Некоторые во время усиления этого бедствия решили было, оставив стены обители, бежать, но были захвачены врагами и умерщвлены или обращены в рабство. Много употребляли враги усилий, чтобы ворваться внутрь Хиландара, пытались разбить ворота и пробить стены, осыпали обитель стрелами, но, видя тщетность своих усилий, удалились, с яростью похваляясь возвратиться снова и овладеть монастырем.
     Преподобный Даниил претерпевал все тяжкие беды и нужды с полным упованием на Бога и благодарением. По отшествии варваров он, опасаясь окончательного разграбления, взял монастырские драгоценности, отправился в свое отечество к королю, а защиту Хиландара поручил двум избранным опытным мужам.
     Святому Даниилу предстоял трудный и опасный путь. Нужно было проходить почти посреди врагов. Несмотря на это, преподобный при помощи Божией совершенно невредимым достиг города Скопии, местопребывания короля, и в целости принес все драгоценности церковные, которые и вручил королю, сообщив и о всех бедствиях, которые Святая Гора претерпела от врагов. Благочестивый Стефан Урош весьма обрадовался свиданию со святым Даниилом и немало удивлялся, что преподобный, неся с собой такие драгоценности, прошел среди самих врагов безо всякого вреда. Король усиленно просил святого не возвращаться на Святую Гору, пока вся местность не успокоится после опасностей и нападений варваров. Но святой Даниил никак не соглашался пребывать вне Афонской Горы. Он немедленно собрался в обратный путь, уповая на милость и помощь Божию и помня слово Господне о том, что не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить (Мф. 10:28). Он, как добрый подвижник, решил терпеть все лишения и бедствия, даже и саму смерть, но не оставлять вверенной ему обители.
     Итак, с любовью простившись с королем, преподобный возвратился на Святую Гору, мужественно подвергая себя всем трудностям и опасностям, которые предстояли ему на пути. Трудно пересказать, сколько пришлось потерпеть святому Даниилу на этом обратном пути; только особенное покровительство Божие и богодарованная святому мудрость спасали его от бесчисленных опасностей и врагов. Достигнув наконец Афона и своей Хиландарской обители, преподобный нашел тех мужей, которым поручил защиту Хиландара на время своего отсутствия, готовыми сдаться в руки неверных, ибо уже долгое время они страдали в своем заключении от голода и жажды. Святой Даниил, видя полный недостаток пищи, послал опытных своих людей, которые пробрались к морю, купили там корабль пшеницы и доставили ее в монастырь. Затем преподобный также нанял в окрестностях Святой Горы вооруженных воинов для защиты обители от врагов. Варвары, услышав о прибытии святого Даниила в Хиландар и о собравшихся там воинах, не решились в этот год напасть на монастырь, а, рассеявшись по всей Святой Горе, всюду творили свои неистовства. Когда же, разорив Святую Гору, варвары возвращались назад, то часть их проходила возле обители Хиландарской. Узнав об этом, воины, находившиеся в обители, стали просить позволения напасть на врагов. Святой Даниил не соглашался, не желая подвергать их опасности. Но они, уповая на Господа, Пречистую Богородицу и на молитвы преподобного, вооружившись, засели в одном скрытом и удобном для нападения месте и здесь внезапно напали на проходящих варваров. Множество врагов было изранено, избито, много приведено связанными в монастырь, а пленники, захваченные неверными, отпущены на свободу. Немало при этом взяли украшенного дорогого оружия и других драгоценностей. Святой Даниил признал эту победу всецело помощью Божией, воздал горячую благодарность Богу, а захваченные у врагов богатства послал в дар королю Урошу с несколькими верными слугами.
     После удаления врагов преподобный снова вдался в строгие, благочестивые подвиги, проводя все время в молитве, посте и богомыслии. Он приобрел от всех великую любовь и почтение за свои добродетели, великие труды и мудрость.
     Через некоторое время на Святой Горе стало известно, что варвары снова готовятся к нападению на Хиландар, намереваясь непременно покончить с ним. Они, как звери, алкали хиландарских богатств, всячески ухищряясь любым способом овладеть монастырем.
     Преподобный, узнав об этом и ожидая смерти от варваров, отправился в русский монастырь святого Пантелеимона к своему духовному отцу, чтобы повидаться и духовно побеседовать. Прибыв в эту обитель, святой Даниил поклонился храму святого великомученика, а затем удалился с духовным отцом в высокий пирг монастырский, пробыв в уединенной беседе целый день и ночь.
     Между тем враги нашли себе помощников — двоих хиландарских служителей, Николая и Георгия (любимых преподобным), которые за обещанное золото согласились по действу диавола предать святого Даниила. Когда святой находился в Русском монастыре, варвары пришли в Хиландар. Узнав же, что преподобный находится вне своего монастыря, они нашли упомянутых мужей, согласившихся на предательство, и послали их в Русскую обитель, чтобы те, проникнув туда, и им помогли бы войти. Предатели, придя ночью к воротам монастыря святого Пантелеимона, стали стучаться и называть свои имена, прося впустить их в обитель для свидания с преподобным по делам монастырским. Но отцы побоялись открыть ворота и не пустили, даже не сказали ничего об этом преподобному, пока не настало время утрени. Когда святой, узнав, велел впустить их и спрашивал о причине прихода, то они сообщили вымышленный предлог, которому святой, будучи сам чистосердечен, вполне поверил. Перед рассветом, когда преподобный, находясь возле пирга монастырского, пел часы, он увидел вдали на возвышенности как бы стаи больших птиц. Когда рассвело, то оказалось, что это спешили к монастырю полчища врагов. Варвары, обступив обитель, с диким криком усиленно старались пробить монастырские стены. Наконец им удалось ворваться внутрь, и здесь начали они зверски все расхищать и истреблять. Враги требовали, чтобы начальствующие обители выдали святого Даниила, если не хотят, чтобы все было до основания разрушено и сожжено; звали на помощь себе и обещавших предать преподобного.
     Тотчас подожгли они и храм, и жилые келии монастыря. Затем, обложив пирг, где скрылся преподобный, множеством дров, досок и соломы, они старались разжечь все, подобно раскаленной печи, так что пламень яростно охватывал пирг до самой вершины. Слуги же, находящиеся на пирге вместе с преподобным, стреляли оттуда в варваров и многих поразили. Тогда те из слуг, которые были в заговоре против святого, начали увещевать и остальных предать преподобного Даниила в руки врагов, чтобы избежать всем такого бедственного положения. Святой по своей проницательности уразумел весь их коварный замысел, и тогда-то обнаружилась его мудрая находчивость, которой отличался он еще с ранней юности. На самом верху пирга была церковь, запиравшаяся снаружи крепкими железными затворами.
     Преподобный, взяв тайно ключи, стал звать всех в церковь — помолиться и проститься друг с другом перед близким уже концом; сам же все это время взывал о небесной помощи ко Господу. Когда вошли в церковь, то слуги, оставшиеся верными святому, по его знаку внезапно отняли оружие у заговорщиков и вместе со святым Даниилом выскочили из церкви, закрыв в ней изменников. Пламя между тем достигало уже дверей. Преподобный, найдя немного воды, утишил его несколько; нашлось еще немного вина, и его вылили в огонь.
     В это время Господь явил им Свою явную милость: вдруг с вершины Афона подул сильный прохладный ветер, который стал тушить пламя и разогнал дым, и своей прохладой спас от нестерпимой жары находящихся в пирге. Так продолжалось до полудня, когда враги вышли из монастыря и расположились обедать. Вдруг между ними произошло большое смущение и мятеж: они, схватив свое оружие и, вскочив на коней, быстро удалились от обители. Преподобный Даниил сперва счел это каким-либо новым их умыслом или хитростью и, не оставляя пирга, усердно взывал ко Господу. Но прошло довольно времени — враги не возвращались. Наконец святой узнал, что так как главные начальники варваров оставили Святую Гору со своими воинами, то и эти, свирепствовавшие в Русском монастыре, узнав об уходе предводителей, не решились продолжать осаду и бежали. Увидев тщетность всех вражеских усилий, преподобный горячо возблагодарил Бога за такое чудное спасение.
     Оставив Русский монастырь, преподобный отправился со своими чадами в Ксиропотамскую обитель святых сорока мучеников, лежащую на берегу моря. Монастырь этот был много облагодетельствован и украшен святым и богоносным отцом нашим Саввой, вписавшим имя свое и сродников своих в помянник обители. Пробыв там несколько дней, преподобный Даниил возвратился в свой Хиландар.
     Вскоре на Святой Горе прекратилось это ужасное бедствие2. Безбожные варвары погибли в Греции и Сербии, куда отправились после разорения Афона, совершаемого ими три года и три месяца. Безбожные и свирепые враги опустошили и разорили всю Святую Гору: святые храмы были сожжены; обители обезлюдели; часть обитателей была уведена в рабство; многие погибли от голода; так что некому было убирать трупы, которые служили добычей хищных птиц и зверей. Каталонцы, разграбив окрестности Святой Горы, дошли до Солуни и Веррии, но затем они разделились на свою погибель. Часть франков отправилась морем в свои земли, другая часть варваров под начальством Мелекила направилась во владения короля Уроша Милютина в Сербию, желая ему служить, но когда они составили заговор на его жизнь, то Милютин решил рассчитаться с незваными гостями. Он выгнал всех их за Дунай, за исключением лучших, оставшихся в числе прислуги. Главные же силы этой разбойнической шайки устремились под начальством Халика на Влахиотскую землю (Эпир) и Ливадию. Затем варвары поступили на службу к греческому императору и дошли до города Каллиполя, но и здесь предались снова неистовствам, разоряя и грабя греческие владения.
     Король Урош явился на помощь греческому царю со своими силами. И здесь варвары были уже окончательно поражены. Так закончились двадцатилетние подвиги этих разбойников-франков.
     Когда на Святой Горе водворилась снова тишина и безопасность, святой Даниил пожелал предаться полному уединению и безмолвному служению Господу, почему и сложил с себя игуменство Хиландарской обители. Вместо него игуменом был поставлен Никодим, бывший учеником Даниила. Святой Даниил удалился в келию святого Саввы в Карее, где тот безмолвствовал и оставил как руководство будущим безмолвникам собственный Устав, которому следовал во время своего подвижничества. Здесь преподобный Даниил обрел вполне желаемое: он принял Устав и правила святого Саввы, с великим усердием и любовью подвизаясь в молениях, всенощных стояниях, поклонах и песнопениях, услаждаясь сердцем в этих святых подвигах, которые так вожделенны были ему еще с самой ранней юности. Велики и неподражаемы были его иноческие труды: постом строгим удручал он свое тело; проводя все ночи в молитвенном бдении, пении псалмов и поклонах, он до самого рассвета не давал себе ни малейшего отдыха. Он стяжал дарование обильнейших слез. Много нападений и ухищрений воздвигал на него диавол во время этих подвигов.
     Но святой, сняв крест, который всегда носил на груди, ограждал им себя с верой и молитвой, уничтожая и сокрушая этим все коварства вражеские, — это было обыкновенное его средство и оружие в искушениях и нападениях бесовских. Преподобный сиял своими добродетелями так, что все иноки Святой Горы пользовались его наставлениями и советом.
     Через некоторое время у благочестивого короля Уроша Милютина возникла великая скорбь: на него восстал его брат Стефан Драгутин, король Сремской земли. Он шел с большим войском, намереваясь отнять престол у Уроша и возвести на него своего сына Урошица. В тяжелых обстоятельствах находился тогда король Урош: многие правители и начальники областей изменили ему, и никого он не видел настолько преданного и верного, чтобы можно было вполне положиться на него. Более всего опасался король за знаменитый монастырь святого Стефана на месте, называемом Банск, ибо в этом монастыре хранились все его богатства; епископ же, которому вверена была эта обитель, скончался. Тогда король, вспомнив о преподобном Данииле, стал усиленно звать его к себе. Много усилий потребовалось, чтобы святой Даниил решил, наконец, снова оставить место своего безмолвия, уступая сердечной мольбе короля. О цели же, с которой тот звал, преподобному ничего не было известно. Король несказанно обрадовался прибытию святого Даниила, принял его с великой любовью и вскоре наедине сообщил ему подробно о своем горе и о непременном желании и необходимости поручить ему монастырь святого Стефана со всеми сокровищами.
     Сильно огорчился этой неожиданностью святой Даниил и упорно отказывался от поручения, которое снова грозило ему разлукой с любимым Афоном. Но убеждения, мольба и действительно тяжелое положение короля заставили, наконец, преподобного согласиться, тем более что король обещал, если при помощи Божией благополучно возвратится с войны, то отпустит его на Святую Гору. Так святой Даниил посвящен был во епископа Банского и поставлен настоятелем монастыря святого Стефана. Там король тайно вручил преподобному все сокровища. Потом повел, сам не желая этого, войска против брата. По воле Божией поход окончился счастливо для Уроша: он благополучно возвратился на свой престол. Святой Даниил был посредником — миротворцем между братьями: он убедил Драгутина отказаться навсегда от дел, оскорбительных для христианских чувств.
     Здесь, в Банске, благочестивый король вознамерился создать вновь кафедральный храм святого апостола и архидиакона Стефана, который предназначался для его погребения. Храм этот, изумлявший современников красотой форм и массами золота, был создан по предначертаниям и под смотрением преподобного Даниила. Завершив, наконец, постройку храма христианским делом примирения братьев, святой Даниил неотступно стал проситься в свое уединение на Афон. Король пробовал упрашивать его остаться, но все было тщетно. Преподобный на этот раз не уступил никаким просьбам и ушел снова на Святую Гору, в Хиландар, где вернулся к прежним своим иноческим подвигам: молитвам, поучению в Божественном Писании, бдению и посту с прежней неподражаемой ревностью, заботясь единственно о спасении души.
     Но Бог еще раз помог ему быть миротворцем: по просьбе страдальца королевича Стефана он принимал живое участие в примирении отца с сыном. Король Урош Милютин имел от первой жены сына Стефана, который после достижения совершеннолетия, вступив в брак с Марией, дочерью болгарского князя, получил от отца в управление Зетскую землю. Ласковый, добрый, кроткий, щедрый к бедным, он располагал каждого любить его искренне. Мачеха, гречанка (дочь византийского императора Андроника), желавшая предоставить престол своему сыну Константину, с женскими ласками внушила супругу-королю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца. Мало того, она, наконец, со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на ее супружескую чистоту.
     Стефана предупреждали о кознях против него, с коварной целью возбудить ненависть к отцу. На несчастье, некоторые областные начальники, негодовавшие относительно замыслов хитрой гречанки, высказали непокорность королю. Недоброжелатели поспешили выставить это королю-отцу как дело, не чуждое замыслам сына. Король Урош явился с войском в Зету и усмирил мятеж. Сын, обвиняемый приверженцами мачехи в сговоре с мятежниками, замедлил явиться по требованию к отцу, чем усилил подозрение отца. Когда явился он с полной сыновней покорностью, отец сперва принял его ласково, как и обещал, но потом приверженцы мачехи до того расстроили доброго отца, что он, не слушая ответов сына, велел ослепить его в городе Скопле и отослать с детьми к тестю, императору греческому, в заточение3. По дороге, в Овчем поле, где храм святого Николая, явился сыну святитель и сказал: «Не теряй духа: вот очи твои на моей ладони», — и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль. Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был во дворце со строгим приказанием не допускать никого к нему. Потом заключили его в монастырь Вседержителя под строгий надзор.
     В то время хитрый сторонник Запада, Варлаам, тревожил Царьград своими схоластическими спорами о Фаворском свете. Собор иерархов осудил Варлаама, но пронырливый калабриец нашел себе сторонников при дворе и волновал столицу. Император, узнав терпение Стефана и его искреннюю любовь к вере, оказывал ему ласки. При одном свидании император спросил мнения Стефана о Варлааме. «Ненавидящия Тя, Господи, возненавидех, — отвечал умный страдалец и прибавил, — вредных людей надо выгонять из общества». Государь поступил по его совету. Стефан так полюбил упражнения в церковной молитве, посте, слушании книг, смирении, что приводил иноков в изумление, и они с любовью выслушивали его советы о духовной жизни. На пятом году заключения, когда совершалось всенощное бдение на праздник святителя Николая, Стефан, утомленный трудом, вздремнул в седалище церковном. И вот являвшийся ему прежде говорит: «Обещание мое пришел я исполнить». И, знаменовав его крестным знамением, коснулся очей: Стефан стал ясно видеть. Возблагодарив святителя сердцем, полным радости, Стефан для безопасности продолжал носить повязку на глазах.
     Два года еще томился страдалец в своем изгнании. В это время он писал на Афон убедительнейшие письма к преподобному Даниилу, прося его вместе с великими старцами Святой Горы ходатайствовать о прощении у державного отца. Преподобный искренне любил Стефана и сострадал ему в постигших бедствиях, потому с великим усердием подвигся на дело миротворения. Он убедил великих Святогорских старцев послать избранных людей к королю Урошу с грамотами, как от всего собора афонских отцов, так и от преосвященного, которыми они сильно ходатайствовали перед отцом – королем за страдальца. Когда избранные старцы прибыли в Сербию и просили короля Уроша возвратить отеческую любовь страдальцу – сыну, тогда же прибыл туда по государственным нуждам, как доверенное лицо византийского императора умный и благочестивый игумен обители Вседержителя. Когда король при разговоре с игуменом спросил о своем сыне, игумен отвечал: «Ты спрашиваешь меня, государь, о втором Иове. Да будет известно, что нищета его выше державного величия твоего». И рассказал ему об изумительном терпении и благочестии Стефана. Добрый Урош любовно принял ходатаев за сына. Он, как отец, давно желал видеть Стефана и теперь был рад, что снимают тяжесть с его души. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Король поручил Стефану снова в управление отдельную область. Это было в 1316 году.
     В это время стало известно королю Урошу, что преподобный собирается по своему давнему желанию в Палестину — ко святым местам. Тогда король снова начал усиленно призывать к себе преосвященного Даниила, всячески убеждая его еще раз доказать свою любовь и преданность новым приходом. Не зная намерений короля, святой Даниил выполнил его усердные мольбы и прибыл опять (в третий раз) в Сербию. Урош сказал о том, насколько утешительно для него свидание с преподобным, как он скорбел о разлуке с ним после его отбытия на Афон, И, наконец, настойчиво и решительно возвестил ему, что более не отпустит его от себя, а намерен иметь в нем себе наставника и утешителя, обещая окружить почетом и славой. Горько было преподобному отказаться от любимого своего уединения на Святой Горе. «Буди о всем благословенно имя Господне», — сказал тогда преподобный, увидев, что безуспешны все отказы его и все просьбы. Король повелел поместить преподобного в обители святых апостолов, где его встретили с великой честью, и поместили в помещении тогдашнего архиепископа Сербии Саввы III.
     Король Урош имел твердое намерение возвести на архиепископскую кафедру Сербии преосвященного Даниила. Но когда скончался архиепископ Савва III, то на святительский престол был возведен, вероятно по указанию святого Даниила, его ученик, сиявший благочестием и добродетелями — Хиландарский игумен Никодим4, а святой Даниил стал в это время епископом Холмским.
     Наконец и благочестивый король Урош Милютин приблизился к смерти тяжкой болезнью и скончался на руках преподобного Даниила 29 октября 1320 года. Святой Даниил, бывший его духовным отцом, похоронил его в Ванской обители, согласно давнему его желанию. Новый король, Стефан Дечанский Урош III, восшедший после смерти отца на престол, любил преосвященного Даниила еще более, нежели отец, так как живо чувствовал признательность за участие в избавлении от заточения, хорошо знал все его заслуги, всегда мудрую и деятельную помощь во многих важных нуждах и делах государства Сербского. Новый король никому не доверял так, как преподобному Даниилу: ему поручал он все сношения с соседними государствами. Когда двоюродный брат короля, Владислав, склонил болгарского князя на свою сторону и против короля, то в государственном совете Стефана положили: «Дело посредника успешнее других может совершить Холмский епископ Даниил». И действительно, блаженный Даниил счастливо выполнил поручение в Царьграде и у болгарского князя. По окончании этих поручений святой Даниил, не взирая на почести и знаки любви, которыми король осыпал блаженного, отправился снова в свое любезное уединение на Афон.
     В это отсутствие святого Даниила скончался блаженный архиепископ Никодим (в 1325 году), правивший Сербской Церковью около четырех лет. Король Стефан немедленно стал вызывать с Афона святого Даниила, ничего ему не сообщая о своем намерении. Когда же преподобный вернулся, то царской волей и собором всей земли Сербской наречен был архиепископом всех Сербских и Поморских земель. В этом наречении принимали участие бывшие в то время у короля Стефана Прот Святой Горы Гервасий и почетные Святогорские старцы. Это совершилось в день Воздвижения Животворящего Креста Господня. Святой Даниил принял свое новое служение Церкви и земле Сербской со смиренной преданностью воле Божией и горячей молитвой о Его благодатной помощи при исполнении возлагаемой великой обязанности и высокого сана.
     Занимая престол святого Саввы, святой Даниил и в новой своей архиепископской деятельности отличался теми же великими достоинствами. Он был столпом и примером благочестия, ревностнейшим и мудрым архипастырем: совершенная нестяжательность, неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы, а также благолепие святых храмов — вот черты его святительского служения. Святой Даниил также ревностно заботился об обращении к Православию богомилов, живших около Прилепа, и с успехом отражал нападения Папы. Во время оборонительной войны короля Стефана (Дечанского) с болгарским князем Михаила (в 1336 году) святитель Даниил оставался для советов при королеве Марии. После окончания войны полным поражением нападавших врагов король Стефан писал к святому архиепископу Даниилу:
     «Вестно буди, яко помощью Божией, молитвой и предстательством святого господина нашего преподобного отца Симеона и Саввы и молитвами вашими заступляем и укрепляем, и силой Святаго Духа вооружихомся, и здрави есмы, и защищаемо королевство мое с превозлюбленным сыном моим Стефаном (Душаном) и с вои моими, яже реку чада отечествия моего, оного злокозненного врага царя болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных — в месте Землин, Богу помогшу ми, силы того мощные и многая победих. Да о сем убо возрадовавшеся якоже достойно есть, воздадите хвалу Богу в помощь нашу».
     Благочестивый король еще в 1327 году начал строить памятник благодарности своей Господу — Дечанский храм, поручив созидание его святому архиепископу Даниилу, создавшему уже для его отца, короля Милютина, великолепный кафедральный храм святого архидиакона Стефана в Банске. Теперь, по окончании болгарской войны, король, выражавший разными способами благодарность Господу за дарованную победу, особенно горел желанием оставить в Дечах самый достойный и прочный памятник. Святитель Даниил создал храм, согласно замыслам короля, на изумление векам. Расходы по построению этого храма были очень велики.
     Дечанский монастырь — прекрасная и знаменитая обитель сербская, лучший памятник древнего сербского величия и благочестия, находится в трех часах пути от Печи. Храм изумительно легок и светел — это одно из совершеннейших произведений византийского искусства. Даже внешние стены поражают своим величием: они снизу доверху состоят из плит белого, розового и серого мрамора, расположенных горизонтальными полосами. Главный престол храма — во имя Вознесения Господня, правый — в честь святителя Николая, левый — во имя святого Димитрия Солунского. Храм окончен в 1335 году.
     В ноябре 1336 года страдальчески окончил свои дни блаженный король Стефан и был погребен в его склепе. Святой Даниил венчал на королевство Душана, хотя и со скорбью за его отношения к отцу.
     Святой Даниил, кроме храмов, созданных по начертанным им планам по желанию королей Милютина и Дечанскаго, созидал и сам новые, а также обновлял, украшал и обогащал многоценными вкладами многие древние храмы Сербии, пришедшие в упадок или имевшие какие-либо недостатки. Из воздвигнутых святым особенно замечателен храм Пресвятой Богородицы Одигитрии Цареградской, который был им богато разукрашен, отличался дивным благолепием и красотой. Служба здесь пелась на греческом языке. При церкви этой были устроены придельные храмы во имя святого Иоанна Предтечи и святого архиепископа Арсения и вне храма — малая церковь во имя святого Николая. Вообще святой Даниил стремился определять к храмам причт, знающий хорошо порядок и Уставы Церковные, так, чтобы и служба была соответственна благолепию святых церквей. В храмах святых апостолов и святого Димитрия были устроены богатые мраморные колонны, украшены прекрасной живописью своды. В обители же святых апостолов перед храмом был воздвигнут высокий пирг, наверху которого — церковь во имя святого Даниила Столпника. Церковь эту он богато украсил живописью и позолотой, а в колокольне повесил звонкие колокола.
     В Сербской епархии в месте, называемом Жича, была древняя обитель Спасова, подвергшаяся разграблению и разорению варварами, вследствие чего совершенно пришедшая в запустение. Хотя во время святительства архиепископа Евстафия эта обитель и была по его распоряжению возобновлена, но не была приведена полностью в прежний вид. Святой Даниил и на это обратил внимание и усердно позаботился об украшении этой славной и древней обители Спаса.
     В местечке Елешьце святой Даниил построил церковь во имя святого Архангела Михаила. В местности Лизице расширил, украсил храм во имя первосвятителя Сербского святого Саввы, построенный при архиепископе Никодиме, а в окрестностях этой обители размножил виноградники, сады и огороды. Много прилагал забот и попечений святой о разведении, умножении и улучшении виноградников и садов; никакая часть хозяйства не осталась без следов его полезной и многотрудной деятельности.
     Святой Даниил, любя Господа, любил просвещение и отечество свое. Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал «Родослов», где в первой части красноречиво описал дела сербских властителей, а во второй — жизнь сербских первосвятителей. Обращение святого Даниила с подчиненными и со всеми приходящими было всегда самое кроткое, приветливое; всякий выходил от него обласканным. Кроме всех вышесказанных трудов как архиепископа, святой Даниил продолжал жизнь вполне подвижническую и не изменял прежним своим правилам: голод, жажда, труды молитвенные составляли по-прежнему для него необходимое условие жизни. Чтение Божественного Писания было его пищей; святыми изречениями Слова Божия он руководствовался во всем, во всех своих предприятиях, в каждом предпринимаемом труде. Жизнеописатель святого Даниила, бывший весьма близким ему, свидетельствует, что преподобный еще при своей жизни сподобился от Господа дара чудотворений. Многие больные получали исцеление по его молитвам.
     На престоле архиепископском святой Даниил пробыл четырнадцать лет и три месяца и скончался 19 декабря в первом часу ночи в 1338 году.
     Так многоплодна, добродетельна и богоугодна была жизнь и деятельность этого угодника Божия.
     Церковь Сербская поет ему: «Чудо явився извещения, делами добродетелей Божиих возсиял еси, монашествующих лики упасл еси, еретического нападения не усумнився, Церковию Христовой управляя, преподобне отче Данииле, премудре: уснул еси яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть, и подает цельбы болящим от различных недугов, и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим».

Тропарь святителю Даниилу, архиепископу Сербскому
Тропарь, глас 3:
      Чудо явися извещения, делами добродетелей Божиих возсиял еси, монашествующих лики упасл еси, архиерейская седалища утвердил еси, еретическаго нападения не усумневся, Церковию Христовою управляя, преподобне отче, Данииле премудре, уснув, яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть, и подает цельбы болящим от различных недугов, и демоны прогоняет. Сего ради молим тя: моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
      Возбранному и дивному нашея земли светильнику днесь любовию притекаем и песнь тебе, Богоносе, плетем, яко имущему дерзновение ко Господу: избави нас от многообразных обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение отечеству нашему и великий покровителю обители своея.

Величание
      Величаем тя, святителю отче Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Стефан Урош II Милутин, сын Стефана Уроша I, правил Сербией с 1282 по 1320 г.^
  • 2 По письму ученика преподобного Даниила, написавшего его житие, сличенному с грамотой короля Милютина и с «Родословом», написанным самим Даниилом, это нападение франков на Афонскую Гору окончилось в 1296 году.^
  • 3 Это случилось не позднее 1310 года.^
  • 4 Преподобный Никодим, архиепископ Сербский. Память его 11/24 мая и 30 августа/12 сентября (в общей службе святым сербским святителям и учителям).^


  • Святая гора Афон

    Православный календарь

    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.