Вход

Изображения в галерее

829_92.jpg
837_20.jpg
822_510.jpg

Подвиги и страдания священномученика Космы Равноапостольного


память 4/17 августа; ум. в 1799
     Воистину Божий этот человек, учитель и проповедник, Косма, был родом из одного небольшого селения в Этолии, именуемого Мегадендрон. Он был сыном благородных родителей. Воспитанный и наставленный ими по апостольскому слову в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4), этот юный христолюбец почти в двадцатилетнем возрасте начал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишана. Но так как в то время славилось Ватопедское училище на Святой Горе, то Косма вместе со многими другими своими соучениками перешел в Ватопед. Там завершил он изучение грамматики под руководством учителя Панагиота Паламы, а потом выслушал и курс логики от учителя Николая Царцулия из Мецовы, который с ученейшим Евгением1 управлял тем училищем.
     Косма носил тогда еще мирское имя Констант, но и в мирской одежде украшался уже благолепием монашеского образа, не щадил трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству. Но вот славное то училище после ухода из него учителей, к несчастью, снова опустело. Тогда добрый Констант, удалившись оттуда, пошел в святую обитель Филофееву. Там сперва пострижен был он в монахи и со всем усердием преуспевал в трудах монашеской жизни, а потом, когда для обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов рукоположен был в иеромонаха.
     Будучи еще мирянином, блаженный издавна имел в сердце своем сильное желание послужить на пользу братьев своих христиан всем, чему учился, и часто говаривал: «Какую великую нужду в Божием слове имеют братья мои, христиане! Поэтому ученые должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, а чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».
     Но при всем желании, при всей пламенной ревности, горевшей в его сердце о пользе многих, он, с другой стороны, представлял и всю трудность дела апостольской проповеди и, как муж смиренномудрый и скромный, не отваживался сам на это предприятие, не уразумев прежде Божиего на то изволения. Поэтому, желая узнать, угодно ли намерение его Богу, он открыл Божественное Писание и тотчас встретил апостольское изречение: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10:24), то есть пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу брату его. Утвердившись в этом, открыл он свое намерение духовным отцам и, получив от них позволение, отправился в Константинополь для встречи с родным своим братом, учителем Хрисанфом, у которого стал учиться особому риторскому искусству правильного собеседования. Здесь он объявил мысль свою благоговейным архиереям и дидаскалам и, услышав, что все единогласно побуждают его приступить к этому делу Божиему, он взял письменное позволение у Патриарха Серафима II.
     Блаженный начал проповедовать Евангелие Царствия Небесного сперва в церквах и селениях константинопольских, потом отправился в Навпакт, Врахори, Мисолонги и в другие места, а оттуда снова пришел в Константинополь. Затем, спросив у тогдашнего Патриарха Софрония и получив от него снова позволение и благословение, начал еще с большей горячностью и ревностью проповедовать Слово Евангелия. Обошел почти все придунайские княжества и, научив христиан приносить покаяние и творить дела достойные покаяния, возвратился на Святую Гору в 1775 году. Посещая тамошние монастыри и скиты, он говорил поучения отцам и провел некоторое время в чтении божественных отеческих книг. Но так как из-за любви, пламеневшей в его сердце (как он неоднократно говорил многим отцам) для пользы христиан не мог он медлить долее, то удалился со Святой Горы и, начав с селений в окрестностях ее, продолжал проповедовать в Фессалониках, в Веррии и во всей почти Македонии, прошел области Химару, Акарнанию, Этолию до самой Арты и Привезы, а оттуда отплыл на острова: Святую Мавру и Кефалонию.
     И где бы ни проходил блаженный, везде было великое стечение христиан, которые с умилением и благоговением внимали благодати и сладости словес его, а это сопровождалось исправлением нравов и духовной пользой. Учение его, подобно учению рыбарей, было весьма просто, спокойно и кротко, чем и доказывалось, несомненно, что оно исполнено благодати кроткого Утешителя, Святого Духа. Особенно же на острове Кефалония этот священный учитель произвел великий душеполезный плод сеянием божественного учения.
     Между тем и Бог помогал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами, какими утверждал некогда проповедь и святых Своих апостолов. На острове том был один бедный портной, у которого с давних лет правая рука была суха и не действовала. Придя к святому, этот мастеровой просил исцелить его. Блаженный дал ему такой совет: чтобы тот приходил и с благоговением слушал проповедь, и тогда Бог умилосердится к нему. Сухорукий послушался и как только выслушал проповедь святого, на другой же день совершенно исцелился. Другой расслабленный, услышав о таком необычайном происшествии, велел, чтобы во время проповеди блаженного приносили его туда на одре. Через несколько дней он стал совершенно здоров, славя Бога и благодаря святого. В крепости Ассе был один благородный человек, страдавший жестоким недугом ушей, так что с давних лет почти лишен был слуха. С благоговением и верой придя туда, где учил святой, он скоро стал ясно слышать и с того времени не чувствовал уже болезни.
     В Кефалонии есть селение, называемое Куруни. Проходя по этому селению в летнее время, святой почувствовал жажду и попросил воды из находившегося поблизости безводного колодца. Жители говорили, что в колодце нет воды, но ради послушания пошли, достали со дна несколько грязи и земли с водой и принесли. Святой, взяв ее в уста свои, испил немного. И с того времени колодец тот, к удивлению, стал источать чистую воду и всегда был полон зимой и летом, даже сделался целебным от многих недугов.
     Из-за множества народа, не вмещавшегося ни в какой церкви, Косма по необходимости проповедовал вне селений, в поле. Поэтому имел он обычай заранее объявлять, где желает остановиться и говорить проповедь. В том месте готовили и устанавливали большой деревянный крест; потом, утвердив кафедру при древе креста, Косма восходил на нее и учил. Окончив проповедь, кафедру брал он с собой туда, куда шел далее, а крест оставался на месте как всегдашнее напоминание о его проповеди. И где были поставлены эти кресты, там Бог являл впоследствии много чудес. Так, среди аргостольского торжища на том же острове Кефалония у одного креста, оставленного святым, открылся чудесный источник, никогда не оскудевающий водой.
     С Кефалонии блаженный переправился на остров Закинф в сопровождении более десяти судов, наполненных благоговейными кефалонянами. Но здесь благословенный проповедник не имел успеха и потому преподавал учение недолго. Отсюда возвратился он опять в Кефалонию и пошел в Корифы, где с честью был принят всеми, особенно местным князем. А так как собралось туда великое множество людей и из прочих селений слушать проповедь святого, то начальники города, боясь, как бы в некоторых не возникла зависть к нему, стали просить его скорее удалиться. Поэтому, чтобы не быть причиной соблазнов и смятений в народе, Косма перешел оттуда на материк, в Албанию, в селение, называемое Сорок святых. Там он стал учить христиан, посещая места, где было более грубого невежества, где благочестие и жизнь христианская подвергались опасности совершенно утратиться, где люди предавались множеству худых дел: убийствам, воровству и тысячам других беззаконий, и своими пороками постепенно делались иногда хуже нечестивых. В таких одичавших и огрубевших христианских сердцах священный Косма сеял семя слова Божия и, при содействии Божией благодати, сотворил много великих плодов: свирепых сделал кроткими, разбойников — добрыми, безжалостных и немилосердых — милосердными, неблагоговейных — благоговейными, невежественных и непонимавших ничего божественного, обучил и побудил ходить к святым службам. Одним словом, закосневавших в грехах привел к искреннему покаянию и исправлению. Потому все стали говорить, что в их время явился новый апостол.
     По его наставлению везде: и в больших, и в малых селениях, — создавались училища, в которых дети даром обучались священным письменам, что утверждало в вере и благочестии и руководило к добродетельной жизни. По его же убеждению богатые купили более четырех тысяч больших медных купелей и во всегдашнее свое поминовение раздали по церквам для благоприличного крещения в них христианских детей. Подобно этому Косма и всех, кто имел средства, убеждал покупать отеческие книги, христианские поучения, четки, малые кресты, платки, гребни. Книги раздавал он в подарок тем, которые знали грамоту или обещали учиться; платками (которых куплено было свыше сорока тысяч) наделял женщин, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал людям, обещавшим не брить, как это делают мусульмане, волос на голове и жить добродетельно, по-христиански; четками и крестами (которых куплено более пятидесяти тысяч) наделял простой народ, приказывая всякому молиться за вкладчиков.
     Блаженного Косму сопровождали до сорока или пятидесяти иереев. Когда намеревался он из одной области перейти в другую, тогда призывал он христиан исповедоваться, поститься, совершать бдение при множестве горящих светильников. Для этого были у него сделаны деревянные подсвечники, на каждом из которых можно было поставить до ста свеч; подсвечники эти разбирались, и он переносил их с собой с одного места на другое. Свечи всем раздавались даром; иереи совершали освящение елея; все христиане были помазуемы; в заключение же Косма говорил проповедь. А так как народ следовал за ним во множестве, по две и по три тысячи человек, то с вечера приказывал он приготавливать мешки с хлебом и котлы с вареной пшеницей там, куда надлежало прийти народу. Потом отправлялись туда в путь, и таким образом все пользовались приготовленной пищей и молились за живых и умерших. В Албании, как и в других местах, совершил Бог через блаженного много чудес. Один чиновный турок, побуждаемый или евреями, или бесом, возымел такую ненависть к святому, что однажды, сев на коня, бросился за ним, намереваясь догнать и сделать зло. Но конь на бегу сбросил турка на землю, и он расшиб себе правую ногу. Вернувшись же домой, нашел он умершим своего сына. Раскаявшись, послал он к святому письмо и просил у него прощения.
     Первые аги отправились к святому, чтобы увидеть и услышать его проповедь. Тогда было лето, и они остановились на ночлег посреди поля. И вот около пяти часов ночи увидели, что небесный свет, подобно облаку, покрывает то место, где пребывал святой, о чем рассказывали христианам. Поэтому утром, придя к святому, аги не устами только, но и всем сердцем просили его помолиться о них. Еще один чиновный турок страдал жестокой каменной болезнью. Услышав о святом, послал он раба своего пригласить Косму, чтобы пришел тот и помолился о нем, ибо надеялся, что по молитве святого Бог исцелит его. Святой не соглашался идти, считая себя человеком грешным. Турок в другой раз прислал раба с сосудом воды и велел попросить святого, чтобы благословил воду. Тогда святой, видя великое благоговение турка, дал ему две заповеди: не пить водки и раздать бедным десятую часть своего богатства; турок обещал исполнить это. Косма благословил воду, больной стал пить ее и за сорок дней совершенно исцелился, и после этого подавал великие милостыни.
     Напротив Фанари, в месте, называемом Лукуриси, турок, владевший тем местом, видя крест, поставленный по обычаю святым там, где он говорил проповедь, взял его и понес домой с намерением сделать из него две ножки к кровати в сторожке своего виноградника. Вдруг, — о чудо! — с турком делается страшное какое-то потрясение: не в силах устоять на ногах, он падает на землю, долгое время бьется, испускает пену, скрежещет зубами, как беснующийся. Наконец подняли его два турка, проходившие мимо. Когда пришел он в себя, тотчас понял, что пострадал от Божиего гнева за дерзкое покушение взять и унести честной крест. Поэтому он пошел и поставил его опять на том же месте, где стоял прежде, и каждый день приходил лобызать его с великим благоговением. Впоследствии же, когда священный учитель Косма проходил тем местом, турок пришел к нему на поклонение, при всех рассказал чудо и смиренно просил прощения.
     Так как святой обличал женщин, носивших украшения, и убеждал в своих поучениях отложить все убранства, то некоторые из них стали носить черное платье. Одна богатая женщина в Корице имела сына и украшала его голову множеством серебряных монет и другими излишествами. Святой неоднократно советовал этой женщине раздать все, если хочет, чтобы сын ее был жив, но женщина не слушалась. Наконец Косма сказал ей: «Если не снимешь с ребенка украшения, то вскоре лишишься его». Но она и на этот раз не повиновалась. Когда же на следующий день нашла сына своего в постели [мертвым], то тогда только поняла, что Бог наказал ее за непослушание.
     Святой, куда ни приходил, везде учил христиан по воскресным дням не торговать, не работать, а ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие слово. Тех, которые не слушались, Бог вразумлял различными наказаниями. Так, в местечке, называемом Халкиада, в часе пути от Арты, один купец осмелился торговать в воскресный день, и вдруг отнялась у него рука. Придя же к святому и попросив прощения в грехе своем, он через несколько дней исцелился. Подобным образом в Парге один рабочий захотел в воскресный день продать свой изделия, за что рука его стала неподвижной. Но, исповедав грех свой святому и выслушав от него наставление, он вместе с прощением получил и исцеление руки.
     Блаженный Косма в поучениях своих много раз говорил прямо, что на Евангельскую проповедь призван он Самим Иисусом Христом и что из любви ко Господу прольет свою кровь. Наконец предсказание его приблизилось к исполнению. И это было следующим образом: этот апостольский учитель ни в Фессалии, ни в Касторее, ни в Янине, ни в других странах, где были евреи, никогда не отверзал уст своих против них, но только учил христиан хранить правду и покорность тем властям, какие дал Бог. Сами албанцы, приходя туда, где святой учил в открытом поле, слышали это из уст его и провозглашали его человеком Божиим. Поэтому и Курт-паша, когда дошла до него добрая эта молва, потребовал Косму к себе. Беседа святого так понравилась паше, что саму кафедру, которую устроил себе святой, чтобы учить с нее народ, он велел обить бархатом. Но, как и в предшествовавшие века, лукавый род христоненавистников-евреев обнаруживал всегда крайнюю злобу на христиан, так и теперь.
     Жившие в Янине богоненавистные евреи, не терпя, что проповедуется вера и Евангелие Иисуса Христа, наговорили паше, будто бы священный Косма подослан и обольщает турецких подданных, приглашая их в Россию. Но Божий Промысл на этот раз сохранил Косму от такого смертоносного навета, и христиане потерпели только значительный ущерб в имуществе. Однако с этого времени священный Косма начал обличать лукавство и непримиримую ненависть евреев к христианам. И так как полностью было доказано, что все, в чем евреи обвиняли перед пашей святого, было чистой выдумкой и явной клеветой, то он снова пришел в Янину. Здесь, во-первых, убедил он христиан, чтобы день общего торга перенесли они с воскресенья на субботу, что евреям причинило большой убыток. Во-вторых, провозглашал евреев явными врагами, готовыми делать христианам всякое зло и во всякое время. В-третьих, запрещал христианам носить на головах своих длинные кисти и все подобное, что покупали они у евреев, и внушал, что богоубийцы оскверняют все, что продают христианам, и потому ничего не должно покупать у евреев. Раздраженные этим евреи пошли к Курт-паше, дали ему много денег и просили, чтобы тот лишил святого жизни.
     Паша, посоветовавшись со своим ходжой2, решил умертвить Косму, что и сделано было таким образом. Святой имел обычай, как только приходил куда, сначала брать дозволение у местного архиерея и наместников его, а также кого-либо из христиан посылал за дозволением и к гражданским начальникам, и после этого проповедовал уже беспрепятственно. Так, придя в одно албанское селение, называемое Коликонтаси, взял он дозволение у местного архиерея. Узнав же о местопребывании гражданских начальников и узнав, что главный местный правитель Курт-паша находится в селении, называемом Верати, отстоящем на двенадцать часов пути, а ходжа этого паши живет близко, послал к последнему за дозволением и начал учить. Однако же, не удовольствуясь этим, искал он случая самому увидеть ходжу и удостовериться в его расположении. Христиане долго удерживали от этого Косму, говоря: «Ты никогда не делал этого прежде и не ходил сам к агарянским начальникам просить у них дозволения», — но не могли удержать его. Сказав, что не изменит своего намерения, святой взял с собой четырех иноков и одного иерея, который мог бы служить переводчиком, и отправился к ходже. Ходжа притворно сказал, что есть у него письмо от Курт-паши, в котором приказано послать Косму к паше для собеседования, а между тем дал приказ держать святого под стражей и не позволять ему уходить, пока не будет отослан к паше. Тогда благословенный учитель этот понял, что намереваются умертвить его. За это он прославил и возблагодарил Владыку Христа, дарующего возможность течение апостольской своей проповеди увенчать мученичеством.
     Обращаясь к своим спутникам-инокам, он говорил словами псалма: проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65:12). Всю ночь славословя Господа во псалмах, он без признака скорби о том, что должен лишиться жизни, был радостен, как будто шел на веселие и ликование. Как только наступил день, семь человек агарян взяли и посадили его на коня под предлогом представить Курт-паше. Но когда через два часа подъехали к большой реке, то объявили ему приказ Курт-паши предать его смерти. Святой с радостью выслушал такое определение и, преклонив колени, начал молиться Богу, благодарил и прославлял Его за то, что Он дарует ему милость из любви ко Господу принести теперь в жертву Ему жизнь свою, чего всегда желала душа его. Совершив молитву, он встал, крестовидно благословил все четыре стороны света и помолился обо всех христианах. Затем мучители, посадив его у одного дерева, хотели связать ему руки, но святой не допустил, говоря, что противиться не будет, и сам сложил руки крест-накрест, как будто связанные. Потом приложил он священную голову свою к дереву: мучители обвязали веревкой шею и удавили его. Святая же душа его воспарила на небеса.
     Так блаженный Косма, это достолепное украшение мира, и как равноапостольный, и как священномученик, сподобился принять от Господа сугубый венец на шестьдесят пятом году жизни, 4 августа 1779 года.
     Обнажив честное тело, агаряне повлекли его и с большим камнем на шее бросили в реку. Узнав об этом, христиане вскоре пришли искать мощи святого: опускали в реку сети, употребляли и другие способы, но найти их не могли. Через три дня один благоговейный иерей по имени Марк, из находящегося рядом селения Коликонтаси Ардевузского монастыря Введения Пресвятой Богородицы, оградившись крестным знамением, отправился на поиски на маленькой ладье. И вскоре — о чудо! — видит, что святые мощи плавают на воде и преподобный, как живой, стоит в прямом положении. Марк немедленно приблизился к мощам, обнял и извлек их из воды. Когда поднял он мощи, то из медоточивых уст святого вытекло в реку много крови. Прикрыв мощи своей рясой, иерей перенес их в упомянутый выше Богородичный монастырь и честно предал погребению позади святого алтаря.
     После кончины святого происходило следующее: Курт-паша, раскаявшись глубоко в том, что введен был в обман и ради суетной корысти умертвил человека невинного и миролюбивого, велел отпустить сопровождавших святого монахов в упомянутый выше Богородичный монастырь, где и назначил им пребывание. Монахи, придя туда, мощи святого нашли погребенными. Чтобы более удостовериться в страдальческой его кончине, они вместе с другими иереями и христианами откопали гроб и нашли, что хотя мощи три дня были в реке, как Иона в китовом чреве, однако не имели никаких признаков тления, а благоухали, и святой казался как будто почивающим. Облобызав благоговейно святые останки, иноки снова предали их погребению.
     В это время находилась там одна бесноватая женщина, из дальних мест следовавшая за святым при жизни его и желавшая исцеления. Как только увидела она, что гроб святого открыт, — сильно потряс ее бес, и вскоре она совершенно исцелилась, славя Бога и святого. Один из тех агарян, которые умертвили святого, взял камилавку его и, возвращаясь к ходже, надел ее на голову в насмешку над святым. В ту же минуту стал он бесноватым, сбросил с себя одежду, бегал и кричал, что он убил подвижника. Узнав об этом, паша велел ввергнуть его в узы, и там в мучении испустил он дух.
     В упомянутом выше селении Коликонтаси святой, сказав последнюю проповедь, оставил по обычаю водруженный в землю крест. После кончины блаженного христиане каждую ночь видели сиявший над этим крестом небесный свет. Поэтому в день Воздвижения Честного Креста иерей и народ с крестным ходом пришли туда и, взяв крест, поставили его сзади алтаря, вблизи гроба святого как всегдашнее напоминание о чуде.
     Когда ученики святого, получив от паши полную свободу, открыли мощи святого, то некоторые из них взяли с собой части этих мощей и разнесли их по разным местам. От этих святых мощей многие недужные получали исцеление. Особенно поразительное произошло на острове Наксии, куда два ученика святого, придя с известием о страдании его и явившись к начальнику местного училища священноучителю Хрисанфу, брату священномученика, принесли с собой несколько волос из бороды святого. В это время одна женщина из так называемого Нового селения (Неохори), бывшая в тяжком и смертельном недуге, приняла с благоговением эти волосы и вдруг, ощутив в себе сверхъестественную силу, вскоре по молитвам священномученика Космы получила совершенное здравие.
     Его молитвами да сподобимся и мы Небесного Царствия! Аминь.

     Прим.
  • 1 Булгарисом, который впоследствии был архиепископом Екатеринославским и Херсонским (с 1775 по 1779 год.).^
  • 2 Домашний учитель веры у мусульман.^


  • Святая гора Афон

    Православный календарь

    Сентябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме

    Тема: td-amina.ru
    Написал: MichaelBeaum   22.09.2017
    Тема: ??????????? ????????
    Написал: Jamesanany   22.09.2017
    Тема: ???? ???? ???? ??????????...
    Написал: GENAsam   22.09.2017
    Тема: ???????? ????
    Написал: DonaldExand   22.09.2017

    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.