Вход

Изображения в галерее

831_66.jpg
417.jpg
827_58.jpg

Память преподобного Нила Сорского


(память 7/20 апреля, 7/20 мая; † в 1508 г.)
     Великий по своему подвижничеству и наставлениям отец Русской Церкви, учитель скитской простоты и созерцательной жизни, преподобный Нил, по прозванию Майков, родился в 1433 году. О происхождении и месте рождения преподобного Нила ничего неизвестно. Однако, судя по его обширным связям с важными лицами того времени и по высокому его образованию, надо полагать, что и сам он принадлежал к боярскому роду. Правда, святой Нил называет себя невеждой и поселянином, но невеждой он мог назвать себя по глубокому смирению, а поселянином — потому что и родился, и жил в отечестве своих предков среди сельских обитателей.
     Пострижение в монашество святой Нил получил и начало иноческой жизни полагал в обители преподобного Кирилла Белозерского. Здесь он пользовался советами умного и строгого старца Паисия Ярославова, который потом был игуменом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Из кратких сведений о жизни преподобного Нила известно только, что он, прожив в Кирилловом Белозерском монастыре некоторое время, вместе с учеником своим и сотрудником монахом Иннокентием, из рода бояр Охлебининых, путешествовал по святым местам Востока и долго обитал на Афоне. На Святой Горе, как райская пчела, носился он по заоблачным высотам среди афонских отцов, и одарил наше русское иночество дивным своим произведением, содержащим не только вычитанные истины скитского безмолвия, но и познанные опытом, пройденные искусом и запечатленные опытами собственной бесстрастной равноангельной жизни. Плодом его странствования по Святой Горе было изучение правил пустынного уединения, безмолвной молитвы и духовного трезвения. Поэтому, если преподобного Антония Печерского1 мы называем первоначальником иночества в России, то преподобного Нила Сорского по всей справедливости можно назвать первенцем скитского подвижничества. Любимым занятием его было, по собственному сознанию, изучать Божественные Писания, жития и учение святых отцов. Душеспасительные уроки богомудрых отцов — Антония Великого2, Василия Великого3, Ефрема Сирина4, Исаака Сирина, Макария Великого, Варсонофия, Иоанна Лествичника5, Аввы Дорофея, Максима Исповедника, Исихия, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Григория, Нила и Филофея Синайских преподобный Нил не только изучил умом и сердцем, но и обратил их в постоянное упражнение. На Святой Горе преподобный Нил особенно полюбил скитский образ жизни. Глубоко запала в его душу любовь к уединению, поэтому, вернувшись в Белозерский монастырь, он уже не хотел жить в нем, но отошел за 15 верст от этого монастыря на реку Сорку, водрузил здесь крест, поставил сперва часовню и уединенную келию, выкопал при ней колодец, а когда собралось к нему для сожития несколько братий, то построил и церковь. Обитель свою учредил он на особенных отшельнических правилах, по образцу существующих доныне скитов на Святой Горе Афонской. Таким образом составил первый русский скит. В новом своем скиту преподобный продолжал изучать Божественное Писание и творения святых отцов, устрояя по ним жизнь свою и учеников своих.
     Историю внутренней своей жизни отчасти открыл сам преподобный по настоятельной просьбе одного из близких сподвижников в послании к нему. «Пишу к тебе, — говорит он, — показывая себя: любовь твоя к Богу вынуждает к тому и делает меня безумным, чтобы писать тебе о себе. Не просто и не по случаям надобно нам поступать, а по Святому Писанию и по преданию святых отцов. Удаление мое из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради нее. Я видел, что там живут не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению. Много еще и таких, которые, поступая так неправильно, мечтают, будто проходят житие добродетельное... Когда мы жили вместе с тобой в монастыре, ты знаешь, как удалялся я мирских связей и старался жить по Святому Писанию, хотя по лености моей и не успевал. По окончании странствования моего пришел я в монастырь, и вблизи монастыря, устроив себе келию, жил, сколько мог. Теперь переселился я дальше от монастыря, нашел благодатью Божией место, по мыслям моим, мало доступное для мирских людей, как сам ты видел. Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний, прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкование — предания апостолов, потом жития и наставления святых отцов. О всем том размышляю, и что, по рассуждению моему, нахожу богоугодным и полезным для души моей, переписываю для себя. В этом жизнь моя и дыхание. О немощи моей и лени возложил я упование на Бога и Пречистую Богородицу. Если что случается мне предпринимать и если не нахожу того в Писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь. Живешь ли отшельнически или в общежитии, внимай Святому Писанию и следуй по стопам отцов или повинуйся тому, кто известен как муж духовный в слове, жизни и рассуждении... Святое Писание жестоко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать Святое Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас написано, не должно быть исполняемо в наше время. Но для истинных подвижников — и в древние времена, и в нынешние, и во все века — слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро: заповеди Господни для них дороже, чем золото и каменьи дорогие, сладки более чем мед и соты».
     Новый путь жизни, избранный преподобным Нилом, изумлял его современников. Да и действительно было чему изумляться, особенно слабым в духовной жизни. Место, которое избрал для своего скита преподобный Нил, по свидетельству очевидцев его, было дико, мрачно, пустынно. Вся местность скита — низменная и болотистая. Сама речка Сорка, давшая свое имя угоднику Божию, едва течет и похожа больше на болото, чем на текущую реку. И здесь-то подвизался русский отшельник!
     Новая, дотоле невиданная на Руси жизнь скитская, и часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг, и старание по возможности исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного недовольство; но он терпеливо шел своим путем и был уважаем добрыми святителями и великими князями.
     Преподобный Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491 году. Сам ревнитель Православия архиепископ Новгородский Геннадий, желал лично видеть и слышать суждения преподобного Нила о предметах недоумений.
     Преподобный Нил на Соборе 1508 года, рассуждавшем о монастырском имуществе, показал, до какой степени отложил он все мирские пристрастия и как стремилась душа его к одному лишь горнему миру. Соглашаясь с нестяжательным духом Максима Грека и других святогорцев, Нил прежде всех предложил на Соборе, чтобы не было сел у монастырей и чернецы жили в пустыне и кормились рукоделием. Все пустынники белозерские, следуя в этом заповеди отца своего, святого Кирилла, поддерживали мнение великого скитоначальника, а Максим Грек впоследствии даже пострадал за это от митрополита Даниила, хотя виной гонения была ересь, вымышленная на него6. Преподобный Иосиф Волоколамский7, будучи сам строгим подвижником, держался однако противоположного мнения и приводил свидетельства Феодосия, начальника общего жития, Афанасия Афонского8 и настоятелей других обителей, которые имели села, и его мнение превозмогло. Кроме преподобного Нила, ученик его князь Вассиан Косой, а с ним и все святогорцы также придерживались учения своего блаженного учителя, чтобы не иметь монастырям сел, но их мнение не было принято.
     В своем предсмертном завещании преподобный Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни — в пищу зверям или закопать его в яме с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения, — а затем прибавил, — сколько в моих силах было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни; так пусть будет и после смерти».
     Преподобный Нил скончался 7 апреля 1508 года. Святые мощи преподобного почивают под спудом, в его пустыни.
     От преподобного Нила Сорского дошли до нас его послания и Устав скитского жития.
     В посланиях преподобного Нила рассматриваются предметы внутренней подвижнической жизни, свои мысли о которой подробно изложил он в Уставе скитского жития. Два послания святой Нил писал к постриженику своему Кассиану, бывшему князю Мавнукскому, который пришел в Россию с греческой царевной Софией, служил некоторое время боярином у Ростовского архиепископа Иоасафа и в 1504 году скончался иноком в Угличской обители. В одном из своих посланий святой старец учит Кассиана, как бороться с помыслами, советуя для этого молитву Иисусову, занятие рукоделием, изучение Святого Писания, хранение себя от внешних соблазнов, и излагает некоторые общие наставления о послушании наставнику и прочим о Христе братиям, о смирении, терпении в скорбях, о молитве за самих врагов и подобное. Во втором послании, вспоминая кратко о бедствиях и скорбях, которые претерпел Кассиан с юности, о его знатных родителях, пленении, переселении в чужую землю, и желая его утешить, преподобный раскрывает ему из Святого Писания, что скорби часто наводит Господь на любящих Его, что все святые — пророки, мученики — достигли спасения путем страданий, указывает, в частности, на Иова, Иеремию, Моисея, Исаию, Иоанна Крестителя и других, и делает заключение, что если святые столько терпели, то тем более должны терпеть на земле мы, грешные, что мы должны воспользоваться этими бедствиями и скорбями для очищения себя от грехов и своего спасения. В послании (приведенном нами выше) к другому своему ученику и сподвижнику, Иннокентию, основавшему уже тогда особую обитель, преподобный Нил кратко говорит о самом себе, своей жизни вместе с ним в Белозерском монастыре, о своем поселении после путешествия на Восток вне монастыря, об основании своего скита, о постоянных занятиях Святым Писанием, житиями святых отцов и их преданиями; а потом наставляет Иннокентия исполнять заповеди Господни, подражать житию святых, хранить их предания и учить тому же свою братию. Еще два послания написаны святым Нилом к неизвестным инокам. В одном из них, весьма кратком, он заповедал иноку памятование смерти, скорбь о грехах, неисходное пребывание в келии, смирение, молитву. В другом, довольно обширном, дает ответы на следующие четыре вопроса, предложенные каким-то старцем: как противиться блудным помыслам, как побеждать помысл хульный, как отступить от мира и как не сбиться с истинного пути. Ответы эти, особенно на два первых вопроса почти буквально помещаются в Уставе скитского жития. Из содержания посланий святого Нила видно, что его долго занимали и многим были потребны те самые мысли, которые собраны и систематически изложены в его Уставе скитского жития.
     Самое драгоценное, что нам осталось после Нила и что, конечно, пройдет еще сквозь ряд столетий бессмертным зеркалом жития иноческого, — это его созерцательные главы, или скитский Устав, достойный первых времен пустынножительства Египта и Палестины, ибо он проникнут духом Антония и Макария. «Устав скитского жития» или «Предание о жительстве скитском» есть главное и самое важное сочинение преподобного Нила. В предисловии к Уставу святой старец касается внешнего поведения иноков: говорит кратко об их повиновении настоятелю, о трудах телесных, пище и питии, принятии странников; заповедует соблюдать бедность и нищету не только в келиях, но и в украшении храма так, чтобы в нем ничего не было ни из серебра, ни из золота; запрещает выходить из скита без воли настоятеля, впускать в скит женщин, держать в нем отроков. Но в самом Уставе святой отец рассуждает уже исключительно об умном или мысленном делании, под именем которого разумеет внутреннее, духовное подвижничество. Сказав предварительно словами Святого Писания и святых отцов о превосходстве этого внутреннего делания перед внешним, о недостаточности одного внешнего делания без внутреннего, о необходимости последнего не только для отшельников, но и для живущих в общежительных монастырях, преподобный Нил разделяет свой Устав на одиннадцать глав: в главе первой говорит о различии мысленной брани; во второй — о борьбе с помыслами; в третьей — о том, как укрепляться в подвиге против помыслов; в четвертой излагает содержание всего подвига; в пятой говорит о восьми помыслах; в шестой — о борьбе с каждым из них; в седьмой — о значении памятования смерти и суда; в восьмой — о слезах; в девятой — о хранении сокрушения; в десятой — о смерти для мира; в одиннадцатой — о том, чтобы все делаемое было в свое время.

Тропарь преподобному Нилу Сорскому
Тропарь, глас 4:
      Удалився бегая Давидски мира, и вся яже в нем яко уметы вменив, и в месте безмолвне вселився, духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле: и Единому Богу изволив служити, процвел еси яко финикс, и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни. Темже благодарственно вопием: слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна, слава молитвами твоими и нас Спасающему.

Ин тропарь, глас 2:
      Мирскаго жития отвергся, и мятежа житейскаго бегая, Преподобне и Богоносне Отче наш Ниле, не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих, и в пустыню вселився, процвел еси яко крин сельный: отонюдуже прешел еси и в небесныя обители. Научи и нас, честно почитающих тя, твоим царским путем шествовати, и молися о душах наших.

Кондак, глас 8:
      Терпя потерпел еси суетныя обычаи и мирския нравы братий твоих, обрел еси пустынное безмолвие, Преподобне Отче, идеже постом, бдением и непрестанной молитвой в трудах подвизався, ученьми твоими правыя стези указал еси нам шествовати ко Господу. Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле!

     Прим.
  • 1 Антоний Печерский первоначальник иноческого жития на Руси. Память 10/23 июля и 2/15 сентября; † в 1073.^
  • 2 Антоний Великий — первый учредитель монашеского жития. Память 17/30 января.^
  • 3 Св. Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской, величайший отец Церкви, оставивший многочисленные и замечательнейшие творения, как вития — проповедник, как истолкователь Писания и догматов христианских и апологет православного учения против еретиков, как учитель нравственности и благочестия и, наконец, как устроитель церковного богослужения и благочиния († в 379 г.). Память 1/14 января и совместно со св. Григорием Богословом и Иоанном Златоустым — 30 января/12 февраля.^
  • 4 Ефрем Сирин — один из великих учителей Церкви, живший в IV в. Из его сочинений особенно замечательны многочисленные «Слова», нравственного, догматического и экзегетического (истолковательного) характера. Святой Ефрем Сирин оставил после себя также много умилительных молитв и песнопений. Ему принадлежат некоторые песнопения на Рождество Христово, а также глубокоумилительные стихиры, поющиеся при погребении. Из молитв, составленных им, особенно замечательна умилительная великопостная молитва: Господи и Владыко живота моего! Память святого Ефрема празднуется Церковью 28 января/10 февраля.^
  • 5 Память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника 30 марта/12 апреля.^
  • 6 О житии Максима Грека рассказывается в день его памяти 21 января/3 февраля.^
  • 7 Память преподобного Иосифа Волоцкого, Волоколамского чудотворца - 9/22 сентября.^
  • 8 Память преподобного отца нашего Афанасия Афонского 5/18 июля.^


  • Святая гора Афон

    Православный календарь

    Май 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31 1 2 3 4

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме

    Тема: Jeunesse ???°?? ?·?°???°...
    Написал: SoniahEt   24.05.2017

    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.