Вход

Изображения в галерее

199.jpg
803_28.jpg
831_33.jpg

Память святого пророка Софонии


     Святой Софония, один из двенадцати малых пророков1, — сын Хусия, внук Годолия, правнук Амории и праправнук Езекии, происходил, по преданию, из колена Симеонова, из горной страны Саравафа, или Варафа2. Он был знатного рода3 и жил при иудейском царе Иосии, сыне Амона, за 600 с лишним лет до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа. В его время благочестивый царь Иосия, усердно заботясь о восстановлении истинного Богопочитания, почти забытого иудеями, искоренял идолопоклонство в своем народе. Он восстановил в прежнем величии храм Соломона, пришедший в полный упадок, разрушил языческие жертвенники, умертвил идольских жрецов и повелел всем строго соблюдать закон Моисея. Но, несмотря на такую ревность царя к восстановлению истинной веры, трудно было народ, уже укоренившийся в нечестии, обратить к Богу. Иудеи, из страха перед властью царскою, перестали открыто служить идолам, но в сердце своем таили приверженность к языческому нечестию. Поэтому Господь — говорит Священное Писание — не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал на Иуду (Цар 23,29.). Народ созревал для суда Божия, который вскоре и должен был разразиться над ним. Среди такого нечестия и языческой тьмы Софония сиял благочестием, как светлая звезда ночью. Как истинный израильтянин он глубоко скорбел о нечестии своего народа, а как страж Господень и созерцатель тайн Божиих4, чистый умом и сердцем, горячо молился об обращении соотечественников на путь истины и спасения их от погибели. И вот, как бы в ответ на эту молитву, «было к Софонии слово Господне» (Соф 1,1). Бог, видящий сердца человеческие, избрал его Своим пророком и повелел ему возвестить иудеям грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение богам ложным. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам иудейским, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию. Не пространна была его проповедь, но по силе и глубине напоминала пламенные речи великих пророков Исайи и Иеремии.
     — Вот что говорит Господь, — так начал свое пророчество Софония, — все истреблю с лица земли, истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыбу морскую, и изглажу беззаконных с лица земли. И простру руку Мою на Иуду, и на всех жителей Иерусалима, и уничтожу тех, кто отступает от Господа и не ищет Его. Поэтому убойтесь все пред лицом Господа: Он готовит жертву, и день ее уже близок. Это будет день гнева, день скорби и стеснения, день смятения и волнения, день тьмы и мрака. Тогда люди будут ходить как слепые за то, что они погрешили против Господа, и польется кровь их, как песок, и трупы их будут, как навоз (Соф 1,2—18).
     Возвещая такое наказание иудеям, Софония, вместе с тем, предсказывал и близкую гибель языческих народов. «Филистимляне, моавитяне, аммонитяне, ефиопляне, ассирияне5, — говорил он, — будут истреблены, их земли подвергнутся опустошению и станут, подобно Содому и Гоморре, поляной, заросшей колючей травой, и вечной пустыней. Это им за величавость их, за то, что они ругались и превозносились над народом Божиим»6. Обращаясь затем снова к родному Иерусалиму, пророк с прискорбием видит, что он не вразумляется примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем заблуждении. Иерусалим, по словам пророка, не «приемлет увещания, не слушает гласа, на Господа не надеется и к Богу своему не приближается. Князья его — львы рыкающие, судьи его — волки вечерние, люди — горды, священники оскорбляют святыню и разрушают закон. За это, — говорил пророк, — нечестивый город будет разорен, а с ним погибнет и земля Иудейская»7.
     Но Софония не ограничился только печальными предсказаниями, его пророческой взор проникал в те благодатные времена, когда должен был явиться Утеха Израилева и Чаяние языков, а с Ним радость и мир для всей земли. Созерцая наступление этих времен, Софония говорил, что не весь Израиль и не вся земля будут уничтожены в великий день суда Господня. После грозных наказаний Господь даст оставшимся народам уста чистые, чтобы они призывали имя Его и единодушно служили Ему. А от Израиля останутся только люди кроткие и смиренные, которые будут благоговеть пред Господом. Сей остаток Израиля уже не будет творить неправды и за это успокоится, никем из врагов нетревожимый8. Указывая на эти благодатные времена, пророк забывает о предсказанных грозных и близких бедствиях и в восторге восклицает:
     — Радуйся, дщерь Сионова, проповедуй дщерь Иерусалима, украшайся и веселись от всего сердца, ибо отъял Господь все неправды твои и избавил тебя от руки врагов твоих. Господь воцарится посреди тебя, и ты не узришь больше зла. В тот день Господь скажет Иерусалиму, дерзай, Сион, и да не ослабеют руки твои, потому что Господь Бог твой в тебе, сильный — Он спасет тебя и наведет на тебя веселие и обновит тебя в любви Своей (Соф 3,14—17).
     Святая Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные Мессианские времена вообще, и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим, когда весь Сион, с ваиями в руках, с восторженными криками: «Осанна, сыну Давидову» встречал Его как царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги святого Софонии, именно то место, где пророк говорит о радостном дне, ожидающем Сион.
     Так пророчествовал Софония, предсказывая грозные суды Божии, чтобы возбудить грешников к покаянию, и возвещая беспредельные милости Господни — устроение Царства Божия на земле во дни Мессии, дабы надеждою на них утешить и укрепить смиренных.
     Он скончался в чаянии всеобщего воскресения и был, по преданию, погребен в своем доме.

Тропарь пророку Софонии
Тропарь, глас 2:
      Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующее, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4:
      Явился еси светозарен Божественным Духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь: се Царь твой грядет, спасаяй.

Величание
      Величаем тя, пророче Божий Софоние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Разделение пророков на больших и малых основывается не на личных, душевных качествах их, а на краткости написанных ими книг.^
  • 2 Колено Симеоново, где находилась гора Сараваф, занимало юго-западную пограничную часть Палестины.^
  • 3 Это можно утверждать на том основании, что Софония перечисляет в начале книги своих предков. По тогдашнему обычаю, это могли делать только люди знатные по происхождению.^
  • 4 Так толкуется имя Софонии (тайнозритель), происходящее от еврейского глагола цафа — наблюдать, сторожить, или же от глагола «цафан», что значит — таить, укрывать.^
  • 5 Филистимляне — соседний евреям народ, занимавший западную часть Палестины, к самому берегу Средиземного моря. Они произошли от Каслухима и Кафторима, сынов Мицраима, сына Хама, родоначальника Египтян (Быт 10,14; Втор 2, 23; 1 Пар 1,12; Иер 47,4; Ам 9,7). Они — не природные жители Палестины, но пришельцы, переселенцы, как то показывает самое слово Пелиштим (филистимляне) — странствовать, переселяться. Происходя от Каслухеев и Кафтореев, которые жили в какой либо части северного Египта, филистимляне еще в глубокой древности переселились сначала на остров Крит, а потом в Палестину. Моавитяне — народ Семитического племени, потомки Моава, незаконного сына Лота от старшей дочери его (Быт 19,30—37). Они занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границею их было Мертвое море, а с Востока — пустыня. Аммонитяне — народ, родственный моавитянам, происшедший от Аммона, сына Лота и его младшей дочери Бен-Амми (Быт 19,38). Они жили на восточной стороне Иордана, около гор Галаадских, между реками Иавоком и Арноном. Ефиопляне или кушиты произошли от Куша или Хуша, сына Хамова. В древности название ефиопов давалось всем народами смуглого цвета (северо-восточной Африки и юго-западной Азии), но потом это название стало усвояться жителям собственно Ефиопии, лежавшей к югу от Египта, между Чермным морем, Ливийскою степью и Абиссинскою возвышенностью. Ассирияне — народ семитического племени, происшедший от Ассура, сына Сима, сына Ноева. Их царство, одно из самых могущественных во всей Азии, занимало области по реке Тигр, между Арменией, Месопотамией, Мидией и Вавилонией.^
  • 6 Соф 2. Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с иудеями, и моавитян, и аммонитян, и филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора — Набопалассарте.^
  • 7 Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при Иосии вторгнулись сильные тогда враги египтяне. Царь их, фараон Нехао, в битве при Меггедоне, в долине Ездрелонской (на Юге Палестины) разбил иудеев. Благочестивый Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание иудеев и исполнение угроз пророческих. Вскоре после смерти Иосии иудеи были порабощены египтянами и обложены тяжкою данью, а потом вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 г. до Р.Х. царь их Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании иудеев за нечестие.^
  • 8 Соф 3,9—14. Пророчество Софонии об остатке Израилеве блаж. Феодорит относит к апостолам, которые были кротки и смиренны сердцем.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Октябрь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31 1

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.