Вход

Изображения в галерее

804_00.jpg
824_01.jpg
826_29.jpg

Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец


     Земной родиной Кирилла был город Галич; родители его были люди богатые и благочестивые, из дворянского рода Белых или Белого. Еще в летах отрочества Кирилл ушел из родительского дома искать на реке Обноре преподобного Корнилия1, о котором много слышал. От Галича до Корнилиевой пустыни было восемьдесят верст. Дорогой он встретил старца. На вопрос:
     — Куда идешь?
     Кирилл отвечал:
     — К Корнилию, у него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись.
     — Благословен Бог, вразумивший тебя, — отвечал старец, — если хочешь, иди за мною к Корнилию.
     На другой день было в виду местопребывание Корнилия; указывая на него, старец сказал:
     — Иди, чадо, к блаженному Корнилию, я попрошу его за тебя, — благословил его и стал невидим.
     Отрок понял, что это было Божие водительство. Преподобный Корнилий с любовью принял отрока и вскоре же постриг его в иночество; ему не было тогда еще двадцати лет.
     Молодой инок с горячей любовью начал совершать подвиги иночества, учиться послушанию, посту и молитве. После молитвы общей со всем усердием трудился он то в пекарне, то на другой службе. В свободное от трудов время поучался житию святых, читал святые книги, особенно псалмы Давидовы. Чистая, духовная жизнь его радовала всех, живших с Корнилием. Родители блаженного, без пользы искав сына долгое время, начали уже считать его умершим, как спустя семь лет Комельский монах сказал им, что в их пустыне ведет высокую жизнь молодой инок, неизвестно откуда пришедший. Отец отправился в пустынь с богатыми пожертвованиями и не узнал в строгом постнике Кирилле сына своего. А Кирилл узнал отца, и когда отец раздавал в церкви милостыню всей братии, то принял и он свою долю и по выходе из церкви тут же отдал серебро родительское нищим, вошел в келлию и стал усердно молить Господа о спасении родителей. И Бог услышал молитву Своего избранника.
     На другой день отец Кирилла пришел опять в церковь и долго плакался пред иконой Спасителя, так что игумен Корнилий сжалился над ним и, подозвав к себе, стал спрашивать, что так огорчает его? «Не полезно предаваться безмерной печали, сын мой, — говорил блаженный, — надобно смиряться пред волей Божией и на Господа возвергать печаль свою». Тронутый таким отеческим участием, пришлец открыл старцу всю свою сердечную скорбь, рассказал, сколько уже лет он ищет своего сына, и теперь пришел в его обитель потому, что слышал, будто сын тут находится, но и тут не нашел своего милого... Старец утешил скорбного отца, и тотчас призвал Кирилла, и отечески уговорил его открыть себя отцу. Можно себе представить, как трогательно было их свидание! Отец едва мог узнать сына в этом изможденном от поста и подвигов иноке. Сын просил прощения у отца, что из любви к Богу причинил так много скорби своим родителям. Отец тут же решил больше не возвращаться домой и остаться в обители. И его постригли с именем Варсонофия. И стал отец учиться иноческой жизни у своего святого сына.
     Спустя восемь дней получено известие, что мать блаженного Корнилия скончалась инокиней Еленой. По распоряжению Кирилла оставшееся имение роздано было бедным и слугам дана была свобода. Отец прожил в обители около трех лет в посте и молитвах; сын покоил старость его до гроба.
     Спустя год по смерти родителя Кирилл, стремясь к высшему совершенству, решился вести жизнь отшельническую в глуши лесов северных. По благословению Корнилия отправился он на север и ходил по пустыням; пищу его составляли то разные травы, то кора сосновая; чаще ему случалось видеть зверей, чем людей. Так провел он около семи лет, очищая в уединении душу молитвой и созерцаниями духовными. По временам посещал он, как благоговейный поклонник, святые места Новгорода и Пскова, но, проходя по жилым местам, не заходил он ни в один дом и не брал ни от кого подаяний, кроме разве куска хлеба. Дух его возвысился в таких подвигах, но телесное здоровье ослабело. Он молил Господа указать ему место постоянного пребывания. Молитва была услышана.
     В Тихвинской обители преподобный провел три дня и три ночи в молитве на паперти церковной, умоляя Матерь Божию устроить судьбу его, как Ей благоугодно. Наконец от труда молитвенного он впал в легкую дремоту, и ему явилась Матерь Божия. «Угодник Пресвятой Троицы, — сказала Она, — раб Мой Кирилл, иди на восточную сторону Белоозера, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости». После сего видения в 1517 году он из Тихвина пошел к Белоозеру; с Кобылиной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Ангел во сне известил его, что здесь его место. На Кобылиной горе и ныне стоит часовня, а в ней та самая Тихвинская икона Богоматери, с которой пришел сюда преподобный Кирилл; сюда каждый год бывает крестный год из обители в благодарное воспоминание милости Божией, основавшей обитель.
     Пустынник под высокой елью устроил себе хижину; выпросил у соседних крестьян Красный остров для основания обители; поставил другую келлию, сборную для ожидаемой братии, соорудил две малые церкви Воскресения Христова и Одигитрии. Вероятно, тогда, как испрашивал он благословение архипастыря на освящение храмов своих, посвящен он был в сан священства. Один за одним стали собираться к Кириллу искатели безмолвия. Но на пустынном острове предстояли им скорби. Рыболовы, приезжавшие на остров для своего промысла, видели в Кирилле врага; опасаясь, что озеро сделается собственностью монастыря, они делали ему разные оскорбления, домогаясь согнать его с острова. Блаженный переносил оскорбления их терпеливо.
     Не так принял он людей, живших бесчестным, бесчеловечным промыслом. Шайка разбойника, грабившего берега Нового озера, досадовала уже на то, что поселились на острове люди, которые могут знать о ее делах. Хищники приплыли на челнах к Красному острову. «Сыны беззакония, — грозно сказал отшельник при встрече с ними, — вы забыли, что есть грозный суд правды Божией, и на пустой остров явились вы для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете? Все мое серебро в моей келлии...» Один из разбойников поспешил в келлию преподобного, а на других вдруг напал мрак; скоро из келлии послышались жалобные вопли их товарища: он просил избавить его от двух юношей, которые нещадно его били... Ослепленные разбойники стали просить преподобного отпустить их с миром. И преподобный вошел в келлию, поднял лежавшего без чувств разбойника и отпустил всех мирно. «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду», — сказал им преподобный.
     В другой раз воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились и должны были вернуться в обитель. «Зачем вы пришли сюда?» — спросил их преподобный. Те пали к ногам его и просили прощения. «Еще не бывало того, — сказал угодник Божий, — что бы кто был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать — беды не миновать. Вот — трудовая копейка до веку живет. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость». Затем велел накормить и отпустил с миром.
     Он служил для учеников своих образцом подвижнической жизни: сам копал землю и рубил лес, в жесточайшие морозы ходил в одной худой одежде и даже иногда босой. Когда только нужно было для других, сам совершал литургию, никогда не утомляясь.
Однажды похотливая жена вздумала прельстить блаженного на грех; она явилась в келлию, когда чтением молитв готовился он к совершению литургии. На вопрос блаженного: «Зачем пришла?» — лукавая отвечала, что, не зная где добыть огня, пришла за огнем. Преподобный обличил ее пред всей братией. «Вздумала, — говорил он, — видеть тело мое мертвое, заживо погребенное». Пораженная страхом, трепетала он всем телом. Преподобный успокоил ее кратким наставлением, но запретил женщинам являться на остров его.
     Известно из жития преподобного отца нашего Сергия, что достойные ученики видели во время совершения им литургии сослужащего ему ангела Божия. То же читаем мы и в житии преподобного Кирилла. Один из учеников его, Дионисий, видел в Великий Четверток, когда вся братия причащалась святых таин, что с преподобным Кириллом служит диакон. Но когда прямо из церкви преподобный пошел в трапезу, то диакона уже не было видно. Удивленный Дионисий спросил преподобного наедине: «Где сослуживший ему диакон?» Блаженный кротко отвечал: «Не испытывай, чадо, судеб Божиих и до исхода моего никому не говори о том, что сподобил тебя видеть Господь, дабы не впасть тебе в наветы вражии».
     Много было случаев явления благодати Божией по молитвам угодника Божия еще при его жизни. Так, одна слепая женщина прозрела после того, как преподобный помазал ей глаза елеем благословенным. Один из соседних поселян тайно нарезал себе ветвей и липовой коры на острове, но едва отчалил от острова, как лодка его опрокинулась, и он стал тонуть. Один из братии, увидев это, побежал к преподобному и сказал, что случилось. Кирилл с крестом в руках поспешил на берег, осенил воды крестом, и тотчас утопающий ухватился за лодку и был вынесен волной на берег. Припав к ногам преподобного, он просил прощения, и Кирилл отпустил его с миром.
     Пред самой кончиной он предсказал бедствия, ожидающие Россию, и последним его словом было: «Слава Богу за все!» Он почил о Господе 4 февраля 1532 года.
     Вскоре после его кончины открылись знамения его близости ко Господу. Один из учеников его, Кириак, имел послушание ловить рыбу. Во время погребения преподобного он был тяжко болен и горько плакал о том. Ему явился преподобный в сопровождении двух светлых юношей, которые держали горящие свечи в руках, и сказал: «Что ты так долго болеешь, брат мой Кириак? Вставай скорее и иди ловить рыбу на утешение братии». При этих словах преподобный осенил болящего крестным знамением и скрылся от взоров. В страхе проснулся расслабленный и начал понемногу двигать руками и ногами; он велел нести себя ко гробу преподобного и, со слезами исповедав грехи свои, получил совершенное исцеление. В тот же день исцеленный пошел на рыбную ловлю и наловил так много рыбы, сколько не ловил никогда.
     Особенно замечательно дивное знамение, прославившее обитель угодника Божия и бывшее причиной многих милостей царских к месту подвигов преподобного Кирилла. Однажды царь Иоанн Васильевич почивал в своих царских чертогах; во сне является ему благообразный старец и тихим голосом говорит: «Завтра, благоверный государь, не ходи до третьего часа дня в приемную палату твоих чертогов, чтоб не умереть тебе внезапной смертью.» Изумился царь и спросил его: «Кто ты и как без нашего повеления дерзнул ты войти сюда?» Старец без страха отвечал: «Имя мое Кирилл Белый, а пустынь моя от Белозерска в тридцати поприщах; послушай меня, царь, в том, что сказал я тебе». И, сказав это, старец стал невидим. В ужасе проснулся Иоанн и размышлял: «Если бы не от Бога был послан сей инок, не открыл бы своего имени и своей пустыни». Царь не мог заснуть до самого утра и молился Богу, никому не открывая своего видения весь тот день. В третьем часу действительно в приемной палате послышался треск и палата обрушилась, похоронив под развалинами своими несколько человек. Тогда только царь всем рассказал о своем видении и стал расспрашивать, не бывал ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла Белого. Немедленно послал Иоанн в Кириллову пустынь нарочного со своей царской грамотой и просил отслужить преподобному Кириллу молебен о его царском здравии. Из обители прибыл игумен Вассиан с иконой и просфорой к царю, и благодарный царь подарил обители две деревни и всю землю на две версты во все стороны от монастыря.
     В числе чудес преподобного Кирилла Нового (так звали его современники) особенно замечательно еще следующее. В селе Кеме в 1620 году жена священника Михаила сильно страдала от родов. Преподобный явился ей в иерейском облачении с крестом в руке и сказал: «Иди в монастырь мой и будешь здорова». Она почувствовала облегчение, хотела идти в обитель, но удержана была родными по опасению за ее здоровье. Преподобный явился опять в прежнем виде. «Не бойся, Антонина, — сказал он, — пусть священник отслужит молебен, и ты будешь здорова. Мужу твоему, иерею Михаилу, скажи, чтоб учил людей добру. Видите гнев Божий: то нападают иноплеменники, то посещает голод и мор. Это за то, что презирают праздники Божии, не постятся в среду и пяток, не чтят воскресного дня и валяются в тине грехов. Если не покаются, хуже того будет». Антонина исполнила повеленное и стала совершенно здорова.
     Кириллов Новоезерский мужской 3-го класса монастырь, Новгородской губернии, Белозерского уезда, находится в тридцати верстах от Белозерска, на Красном острове Нового озера. Мощи преподобного Кирилла обретены в 1649 году при копании рва для фундамента строившейся церкви, в которой и положены открыто в серебряной позлащенной раке в арке между соборной и придельной во имя преподобного Кирилла церквами.
     «По успении твоем, блаженный, и рака твоя — учитель наш. Истекающими из нея чудесами, возбуждая к трудам и подвигам, она говорит нам: любите Господа, чтобы обрести благодать; не ставьте ничего выше Его, дабы тогда, как приидет Он, найти покой с избранными и сподобиться жизни вечной»2.

Тропарь преподобному Кириллу Новоезерскому
Тропарь, глас 8:
      Божиим Духом подвизаемь, слез твоих тучами изсохшее напоил еси, и безплотное в пустыни житие показал еси, и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом благодеяния труды уплодоносил еси, и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих, отче наш Кирилле. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

     Прим.
  • 1 Преподобный Корнилий, чудотворец Комельский, скончался в 1537 г. Память 19 мая/1 июня.^
  • 2 Стихира из службы преподобному Кириллу в Минее московской печати 1646 г.^


  • Троицкий патерик

    Православный календарь

    Февраль 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    29 30 31 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 1 2 3 4

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.